1973 опек кризис

​Энергетический кризис 1973 года («нефтяное эмбарго»)

Данный энергетический кризис выявил огромную зависимость США и других индустриальных держав от цен на нефть.

До 70-х годов мировой рынок нефти полностью контролировался Международным нефтяным картелем во главе с американскими компаниями (в частности, картель контролировал 85-90% экспорта нефти из развивающихся стран). Организация могла использовать свою монопольную власть, например, скупая нефть по заниженным ценам у стран-производителей и продавая ее по завышенным ценам странам-импортерам.

Естественно, такая ситуация не устраивала производителей из развивающихся стран и в 1960 г. они объединились в ОПЕК. К 1970 г. ОПЕК стал мощной организацией, способной противостоять картелю западных стран.

В 1973 г. ОПЕК заявила, что не будет продавать нефть странам (США и страны Западной Европы), которые поддерживали ?зраиль в ходе Четвёртой арабо-израильской войны (началась 06.10.1973 г и длилась 18 дней).

В результате цены на нефть резко выросли (за год цены выросли с 3 долларов за баррель до 12), что стало мощным ударом по экономике развитых стран. Данный энергетический кризис (другое название — «нефтяное эмбарго») выявил огромную зависимость США и других индустриальных держав от цен на нефть.

Дошло до того, что США пришлось ввести лимиты на отопление зданий, бензин подорожал в 3-4 раза, в Голландии отменили езду на автомобилях по воскресениям, а Англия отменила полеты через Атлантический океан (стало слишком дорого).

на фото очередь за бензином в Портленде (1973 г.) (штат Орегон (США) перешел на распределительную реализацию бензина по регистрационным номерам).

Вскоре, катастрофа постигла автомобильную промышленность США, когда японские кампании (Toyota, Nissan, Honda) стали вытеснять с рынка американских производителей.

Несмотря на то, что эмбарго против США отменили в марте 1974 году, его негативные последствия ощущались еще долгое время. Рост цен на топливо привел к удорожанию остальных товаров, в первую очередь продуктов питания. В течении двух лет до декабря 1974 г. индекс Dow Jones снизился с 1051 до 577 пунктов.

С 1973 по 1975 гг. ВНП США упал на 6%, а безработица выросла до 9%. В Японии ВНП в 1974 году перестал расти впервые после Второй мировой войны.

Кстати, энергетический кризис совпал с отменой золотовалютного стандарта (США отказались от золотого обеспечения доллара).

Доходы ОПЕК увеличились с 23 млрд долларов в 1972 году до 140 млрд долларов в 1977.

Отметим, что в долгосрочном периоде рост цен на нефть сказался на странах странах ОПЕК негативно. Получая огромные сверхдоходы от экспорта нефти, они потеряли стимул к развитию других отраслей и контролю бюджетных расходов, что негативно сказалось на их дальнейшей судьбе.

Кстати, мировой энергетический кризис оказал большое влияние на добычу нефти и газа в СССР. Рост цен на нефть сделал рентабельным разработку месторождений в Сибири. Кроме того, дефицит нефти на мировом рынке привел к росту ее экспорта. Нефть стала главным источником валютным доходов Советского Союза. Возможно, в это время и произошло подсаживание нашей страны на «нефтяную иглу».

В долгосрочном периоде энергетический кризис оказал на мировую экономику скорее положительное влияние. Он привел к развитию ресурсосберегающих технологий, а также простимулировал страны развивать собственный топливно-энергетический комплекс.

popecon.ru

Структурный экономический кризис 1970-х — начала 1980-х гг.

Первая половина 1970-х гг. оказалась переломной для развития индустри­альной экономической модели. Толчком для ее радикальной перестройки стал «нефтяной шок» 1973 г. Неудачное участие Египта и Сирии во второй арабо-израильской войне заставило арабские страны, занимавшие ведущие позиции в Организации стран — экспортеров нефти (ОПЕК), использовать свое положение для экономического давления на западные державы. В октябре 1973 г. ОПЕК приняла беспрецедентное решение о повышении цен на нефть с 3 до 11,65 долл. за баррель (159 куб. дм). Несмотря на урегули­рование политических аспектов кризиса, жесткая политика ОПЕК на нефтя­ном рынке сохранялась и в последующие голы — к 1982 г. цена за баррель нефти возросла уже до 34 долл. Это поставило экономику развитых индуст­риальных стран на грань глобального энергетического кризиса.

Ведущие отрасли промышленного производства — машиностроение, химическая и сталелитейная промышленность, черная и цветная металлур­гия, традиционно базировались на энергозатратных технологиях, и их развитие требовало постоянного увеличения энергетической базы. На про­тяжении 1950-1960-х гг. благодаря стабильным и низким ценам на мировом нефтяном рынке США и европейские страны могли устойчиво наращивать импорт нефти и даже сокращать ее добычу на своей территории. Только в США в 1960-х гг. потребление нефти увеличивалось на 6 % ежегодно при сокращении добычи на 1,5 %. «Нефтяной шок» 1973 г. положил конец этому беспечному «благоденствию».

Резкий подъем цен на нефть не только привел к огромным убыткам, падению промышленного производства и сокращению инвестиций, но и вызвал необходимость технологической переориентации всей промышлен- f ной базы. В долгосрочной перспективе это имело позитивное значение.

Сокращение потребления нефти заставило более интенсивно разрабатывать и внедрять энергосберегающие технологии. За счет расширения добычи и использования угля, развития атомной энергетики более сбалансированной стала структура потребления энергоносителей. Разработка новых место­рождений нефти на шельфе Северного моря и на Аляске в дальнейшем I пошатнула гегемонию ОПЕК на мировом нефтяном рынке. Однако для этих

изменений требовалось время и немалые дополнительные инвестиции.

Менее чем через год после «нефтяного шока» экономика западных стран была ввергнута в кризис перепроизводства — первый классический кризис за весь послевоенный период. Увеличение издержек производства, связанных с повышением цен на нефть, привело к росту себестоимости продукции почти всех отраслей хозяйства. Когда товарные запасы, имевши­еся осенью 1973 г.. закончились, то начался стремительный рост оптовых и розничных цен. Вызванное им сокращение платежеспособного спроса в

сочетании с ухудшением инвестиционного климата привело к снижению уровня производства на протяжении девяти месяцев 1974 г. Падение про­мышленных показателей в США составило 15%, в ?талии и Франции — 14%, в ФРГ — 8 %, в Великобритании — 7%. Кризис перепроизводства вызвал рост безработицы, что, в свою очередь, еще больше сокращало потребительский спрос и уровень инвестиционной активности.

Особенностью кризиса 1974 г. стало быстрое ухудшение конъюнкту­ры именно в передовых, науко- и капиталоемких отраслях. Под ударом оказались предприятия и кампании, связанные со всемирно известными крупнейшими корпорациями и банками. Поэтому кризис 1974 г. не стал обычным «фильтром», отсеивающим наименее конкурентоспособных про­изводителей. Он породил общую долговременную стагнацию индустриаль­ной производственной системы.

В 1976-1979 гт. в странах Запада наметился экономический подъем, но его темпы (средний ежегодный рост на 2,4 %) были несравнимы с динамикой предыдущих лет. По-прежнему были сильны инфляционные процессы, высок уровень безработицы. Накапливались бюджетные дефици­ты. В конце 1970-х гг. произошел второй «нефтяной шок» — после сверже­ния в 1979 г. шахского режима в ?ране и начала ирано-иракской войны страны ОПЕК повысили цены на нефть в два раза. В этой ситуации наиболее пострадали развивающиеся страны. ?х внешняя задолженность выросла к концу 1981 г. до беспрецедентной суммы в 530 млрд долл. Ведущие страны Запада оказались в более выигрышном положении. Боль­шая часть доходов стран ОПЕК была размещена на депозитах в западных банках. США для компенсации финансовых потерь с успехом использовали наращивание банковских процентных ставок и рост курса доллара. Но эти факторы не смогли предотвратить наступление нового циклического кризи­са. В 1980-1981 гг. суммарный объем промышленного производства вновь существенно снизился. Масштабы кризиса оказались меньшими, чем в 1974-1975 гг., но и они превосходили обычные для послевоенного периода рецессии. В ведущих индустриальных странах сокращение объема произ­водства достигало 7-8 %. Становилось очевидно, что негативная динамика экономического развития отражает процессы более глубокие, нежели коле­бания нефтяного рынка. В основе ее лежала долговременная тенденция перенакопления капитала.

Признаки относительного перенакопления капитала начали проявляться уже на рубеже 1960-1970-х гг. Тогда начала уменьшаться скорость прироста производительности труда в промышленных отраслях, повысились удельные издержки производства (опережающий рост цен материальных издержек производства по сравнению с ростом цен на готовую продукцию). В то же время основной показатель относительного перенакопления — снижение нор­мы прибыли — долгое время не проявлялся. Это являлось результатом широ­комасштабного вмешательства государства в экономическую сферу. Стимули­рующая налоговая политика, льготное изменение нормы процента, прямое инвестирование со стороны государства, а также прямое или косвенное стимулирование потребительского спроса позволяли сохранять общий объем прибыли на достаточно высоком уровне. В свою очередь, это укрепляло стремление предпринимателей удерживать высокую норму накопления капи­тала, сохранять прежние темпы роста производственных мощностей. Таким образом, срабатывал обычный для монополизированной экономики механизм искусственного замедления перепроизводства-. Предприниматели, не желая терять рынки сбыта и сохраняя уверенность в модели массового производства и потребления, до последней возможности пытались компенсировать сниже­ние эффективности производства ускоренным ростом его объема. Кейнсианс- кая система государственного регулирования, впервые столкнувшаяся с нара­станием структурных противоречий, не столько лечила эту болезнь, сколько загоняла ее вглубь.

Стремление предпринимателей искусственно сохранить норму на­копления капитала вело к изменению структуры прибыли. Снижение доли самофинансирования в общем объеме капиталовложений, сокращение собственных внутренних ресурсов накопления вело к возрастанию роли внешних источников финансирования — банковских займов, государствен­ных кредитов, дополнительного акционирования. Но это увеличивало и долю гак называемой «распределенной прибыли», которая передавалась внешним инвесторам и акционерам. Такое скрытое снижение нормы прибыли прослеживалось уже в конце 1960-х гг. А с 1969-1970 гг. начинается и прямое сокращение показателей нормы прибыли. События 1973 г. лишь ускорили этот процесс. Последовавший за ними скачок цен и начало циклического кризиса перепроизводства стали, таким образом, классическим прологом структурного экономического кризиса. Очередная «кондратьевская волна» завершилась.

Структурный кризис 1970-х гг. был вызван снижением эффективности «смешанной экономики», основанной на сочетании массового производства, монополистической конкуренции и кейнсианского регулирования. Сработали все разрушительные особенности «Великой депрессии» — «замораживание» совокупного предложения и спроса под воздействием структурных особенно­стей монополизированной экономики, невозможность «ценового выхода» из кризиса. Но если в 1930-х гг. эти противоречия были преодолены с помошью государственного стимулирующего вмешательства, то теперь государствен­ное регулирование превратилось в еще один кризисный фактор.

Пагубное влияние кейнсианского регулирования выразилось в совер­шенно новом экономическом явлении -стагфляции (сочетание стагнации производства с ростом инфляции). ?нфляция никогда не возникала в ходе обычных кризисов перепроизводства. Увеличение потребительских цен было невозможно на фоне общего снижения платежеспособного спроса и активизации ценовой конкуренции производителей. Но во второй половине XX в. инфляционные процессы коренным образом изменились. Уже в 1950- 1960-х гг. умеренная инфляция (так называемая «ползучая инфляция» — в пределах 2-3 % в год) стала нормой. В начале 1970-х гг. ее уровень начал достигать 8-10% (так называемая «ин тенсивная инфляция»), С началом же структурного кризиса инфляция не только не уменьшилась, но и перешагну­ла 10 %-ную отметку (так называемая «галопирующая инфляция»).

Устойчивое наращивание инфляции было результатом самых распрос­траненных кейнсианских методов регулирования — стимулирования сово­купного спроса посредством дефицитной бюджетной политики, создания избыточных кредитных денег (развития различных форм кредита, опережа­ющего реальный рост доходов населения). Кейнс считал, что такая инфля­ционная политика не приведет к обвалу рынка, поскольку стимулирует реальное производство, за счет налогообложения которого рано или поздно будет ликвидирован и бюджетный дефицит. Но долговременное «накачива­ние» рынка массой избыточных денежных средств в 1960-х гг. создало кумулятивный эффект. ?нфляция начала развиваться по спирали — эмиссия денежных знаков вызывала рост цен, рост цен требовал для обращения увеличения денежной массы, новый виток эмиссии порождал очередную волну инфляции и т.д. «Замкнутый инфляционный бег» подрывал механизм саморегулирования рыночной экономики. Особую остроту этой ситуации придавала проблема хронического бюджетного дефицита.

Образование устойчивого бюджетного дефицита в большинстве стран Запада также было следствием роста бюджетных расходов в эпоху расцвета «государства благосостояния». ?з европейских стран только Швеции удава­лось в 1960-1970-х гг. сохранять положительное сальдо бюджета. В ?талии удельный вес государственного долга по отношению к ВВП только в 1970- 1976 гг. вырос с 29 до 60 %, в Австрии — с 19 до 30 %, в ФРГ — с 18 до 27%. Энергичные меры позволили правительствам некоторых стран улучшить саль­до госбюджета в 1970-х гг., но сам государственный долг практически нигде не был ликвидирован. Так, например, в Нидерландах удельный вес долга в ВВП сократился за это время с 68 до 39 %, в Великобритании — с 86 до 62 %.

Обеспечение внешнего и внутреннего долга требовало привлечения все больших средств. Если в середине 1960-х гг. доля неторговых платежей в международных расчетах составляла 60 %, то к концу 1970-х гг. она уже достигла 80 %. В развитых индустриальных странах проблема хроническо­го бюджетного дефицита хотя бы отчасти решалась дополнительной эмис­сией и ростом процентных ставок банковских кредитов. А вот развивающи­еся страны оказались просто не в состоянии обеспечивать растущий вне­шний долг. Складывались предпосылки для возникновения глобальной проблемы неплатежей по задолженности коммерческим банкам, что в свою очередь наносило удар и по экономике ведущих стран Запада.

Нарастание инфляционных процессов в странах создало принципиаль­но новую ситуацию в сфере валютного регулирования. Международная валютно-финансовая система, основанная на «золотом стандарте», оказалась под угрозой развала. Его первым симптомом стало падение фунта стерлингов в 1967-1968 гг. Снижение его золотого содержания на 14 % вызвало цепную реакцию и валютный кризис в 25 странах стерлинговой зоны. Спустя полтора года та же ситуация повторилась после снижения французским правитель­ством золотого содержания франка на 11 % и последовавшего затем падения курсов национальных валют 14 африканских стран, входящих в зону франка. Стремительно ухудшались и позиции доллара. К 1970 г. из-за растущей диспропорции платежного баланса золотой запас США сократился до 11 млрд долл. В то же время долларовые авуары за границей (в государственных и коммерческих банках) уже достигали примерно 50 млрд. Обеспечение кон­вертируемости доллара в золото оказывалось все более затруднительным. Американское правительство предпринимало активные попытки остановить наступление валютного кризиса. Но 15 августа 1971 г. президент Р.Никсон был вынужден официально объявить о временной приостановке обмена долларов на золото по официальному курсу. Последовал ввод «плавающих» (нефиксированных по отношению к доллару) курсов национальных валют всех остальных ведущих индустриальных стран. Бреттон-Вудская валютно- финансовая система распалась.

?так, на фоне двух циклических кризисов перепроизводства 1974 и 1981 гг. экономика ведущих стран Запада оказалась втянута в длительный структурный кризис — кризис «смешанной экономики», основанной на сочетании массового производства, монополистической конкуренции и го- . сударственного регулирования «совокупного предложения» и «совокупного «спроса». ?спользование кейнсианских методов антикризисной политики не принесло успеха ни в одной из стран Запада. Ярким примером стал провал «левого эксперимента» во Франции, когда после прихода к власти социалистов в 1981 г. была осуществлена крупномасштабная национализа­ции, реализованы новые программы регулирования трудовых отношений и расширено финансирование социальных статей бюджета. Результатом стало массовое «бегство капиталов» за границу, свертывание деловой активности и еще большее нарастание социальной напряженности. После полутора лет «левого эксперимента» французскому правительству пришлось полностью отказаться от этой стратегии и перейти к «политике экономии».

Отказ от кейнсианских рецептов государственного регулирования сам по себе не создавал необходимых оснований для выхода из структурного кризиса. Для восстановления достаточной нормы прибыли требовалась сложная перестройка всей структуры капиталовложений, основных моде­лей предпринимательства, организационной структуры бизнеса. К тому же речь шла не только о кризисе «смешанной экономики» кейнсианского образца. ?зжила себя сама «затратная» экономическая модель, основанная на постоянном наращивании ресурсной базы обшественного воспроизвод­ства. В этом плане кризис 1970-х гг. завершал не только очередную «конд­ратьевскую волну», но и всю историю экономической модернизации «по- капиталистически».

Почти пятивековая история капитализма была сопряжена с периоди­ческими структурными кризисами, каждый из которых не только создавал новую экономическую модель (мануфактурный капитализм, фабрично-за­водской акционерный капитализм, монополистический капитализм, «сме­шанная экономика»), но и приводил к новой волне наращивания капитало­емкости и энерговооруженности производства, сырьевой базы и трудовых ресурсов. Под эгидой «государства благосостояния» в эпоху НТР этот процесс достиг своего пика — для экономического роста была задействована вся общественная система, включая политические, административные, со- циально-психологические и интеллектуальные ресурсы. В ведущих странах Запада в 1950-1960-х гг. суммарная квота капиталовложения составляла уже 27 % от ВВП, что значительно превосходило показатели и начала и конца века. Достигнутый экономический взлет оказался фантастическим, но ресурсной базы для нового рывка уже не было. Планетарная экосистема оказалась под угрозой. Для выхода из структурного кризиса в этой ситуации требовалась не только новая организационная модель производства, но и совершенно новая социально-экономическая философия.

www.istmira.com

Нефтяной кризис 1973 года

(также известен под названием «нефтяное эмбарго ») начался 17 октября 1973 года, когда ОПЕК, в которую входили все арабские страны-члены ОПЕК, а также Египет и Сирия, заявила в ходе Октябрьской войны, что она не будет поставлять нефть странам, поддержавшим ?зраиль в этом конфликте с Сирией и Египтом. Это касалось прежде всего США и их союзников в Западной Европе. В течение следующего года цена на нефть поднялась с трёх до двенадцати долларов за баррель.

Нефтяной кризис 1973 года был первым энергетическим кризисом и до сих пор считается крупнейшим. ОПЕК снизила объёмы добычи нефти не только для того, чтобы повлиять на мировые цены в свою пользу. Главная задача этой акции состояла в создании политического давления на мировое сообщество с целью уменьшения поддержки ?зраиля западными странами.

Результатом экономического нажима ОПЕК стала декларация совета министров стран Общего рынка, поддержавшая позицию арабов. Кроме того, почти все государства Африки разорвали дипломатические отношения с ?зраилем. Создавшееся политическое положение усилило зависимость ?зраиля от США и вскрыло истинные масштабы зависимости развитых стран от цен на нефть.

Вместе с тем, Нефтяной кризис 1973 года способствовал усилению экспорта нефти на Запад из Советского Союза и положил начало зависимости СССР, а затем и России от «нефтяной трубы» и нефтедолларов.

Нефтяной кризис в США

В специальном послании конгрессу по вопросам энергетики от 29 июня 1973 года президент США Р. Никсон призывает американцев к экономии. ?м предлагают меньше пользоваться автомобилями, а уж если ездить на них, то, сберегая горючее, — на меньших скоростях. Авиакомпаниям предписано сократить число рейсов. Правительственным учреждениям приказано экономить электроэнергию и сократить автомобильный парк. Управления по охране окружающей среды временно отменяет ограничения на использование загрязняющего атмосферу угля. Были сняты лимиты на импорт нефти и необработанных масел.

Под предлогом растущих затрат нефтяные компании стали существенно повышать цены на бензин и дизельное топливо, а также на авиационный керосин. Производители природного газа потребовали от федеральной комиссии по вопросам энергии разрешения на повышение цен на 73%.

Специально созданная федеральная комиссия в середине июля представила сенату свой нашумевший доклад, согласно которому двадцать американских корпораций, монополизировавших производство и очистку нефти, а также распределение нефтепродуктов, прямо обвинялись в том, что в целях наживы они искусственно создают перебои со снабжением бензином. Прокурор штата Флорида потребовал, чтобы против нефтяных монополий был применен антитрестовский закон. Федеральное большое жюри в Лос-Анджелесе в свою очередь обвинило нефтяные компании в разного рода махинациях.

mirznanii.com

(ОПЕК, Организация стран-экспортёров нефти)

Организация стран—экспортёров нефти (ОПЕК), история создания организации, цели и задачи, страны, входящие в ОПЕК

?нформация об Организации стран—экспортёров нефти (ОПЕК), история создания и развития, цели и задачи организации, страны входящие в ОПЕК

Содержание

ОПЕК — это международная межправительственная компания, созданная нефтедобывающими державами в целях стабилизации цен на нефть. Членами данной компании являются страны, чья экономика во многом зависит от доходов от экспортирования черного золота. ОПЕК как постоянно действующая фирма была создана на конференции в Багдаде 10—14 сентября 1960. Первоначально в состав фирмы вошли ?ран, ?рак, Кувейт, Саудовская Аравия и республика Венесуэла (инициатор создания). К этим пяти странам, основавшим компанию, позднее присоединились ещё девять: Катар (1961), ?ндонезия (1962—2008, 1 ноября 2008 г. вышла из состава ОПЕК), Ливия (1962), Объединённые Арабские Эмираты (1967), Алжир (1969), Нигерия (1971), Эквадор (1973—1992, 2007), Габон (1975—1994), Ангола (2007).

В настоящее время в ОПЕК входит 12 членов, с учетом изменений состава, произошедших в 2007 г.: появления нового члена компании — Анголы и репатриации в лоно фирмы Эквадора. В 2008 году Россия заявила о готовности стать постоянным наблюдателем в картеле.

Штаб-квартира ОПЕК.

Штаб квартира первоначально находилась в Женеве (Швейцария), затем 1 сентября 1965 переместилась в Вену (Австрия). Целью ОПЕК является координация деятельности и выработка общей политики в отношении добычи нефти среди стран участников компании, поддержания стабильных цен на нефть, обеспечения стабильных поставок черного золота потребителям, получения отдачи от инвестиций в нефтяную отрасль. Министры энергетики и черного золота государств членов ОПЕК дважды в год проводят встречи для оценки международного рынка черного золота и прогноза его развития на будущее. На этих встречах принимаются решения о действиях, которые необходимо предпринять для стабилизации рынка. Решения об изменениях объёма добычи нефти в соответствии с изменением спроса на рынке принимаются на конференциях ОПЕК. Страны члены ОПЕК контролируют около 2/3 мировых запасов нефтепродуктов. На их долю приходится 40 % от всемирной добычи или половина мирового экспортирования черного золота. Пик черного золота ещё не пройден только странами ОПЕК и Канадой (из крупных экспортёров). В Российской Федерации пик черного золота был пройден в 1988 году.

Подробно ОПЕК

Межправительственные фирмы стран-производителей и экспортеров сырья создавались интенсивно в 60-ые годы по инициативе развивающихся стран-поставщиков сырьевых товаров в целях укрепления национального контроля над природными ресурсами и стабилизации цен на рынках сырьевых товаров. Товарные ассоциации призваны стать противовесом существующей системе компании потребителей на сырьевых рынках, чтобы устранить положение, при котором западные страны получают односторонние преимущества, обусловленные картелизацией рынков покупателей. К некоторым ассоциациям впоследствии присоединились отдельные развитые страны-экспортеры соответствующих видов сырья. В настоящее время существуют межгосударственные ассоциации экспортеров черного золота, купрума, бокситов, железной руды, ртути, вольфрама, олова, серебра, фосфатов, натурального каучука, древесины тропических пород, кожи, кокосовых продуктов, джута, хлопка, черного перца, какао-бобов, кофе, чая, сахара, бананов, арахиса, цитрусовых, мяса и маслосемян. На долю товарных ассоциаций приходится примерно 20% объема мирового экспортирования и около 55% поставок только промышленного сырья и продовольствия. Удельный вес товарных ассоциаций в производстве и внешней торговле по отдельным сырьевым товарам составляет 80—90. Экономическими предпосылками создания товарных ассоциаций явились: появление на мировом рынке значительного числа независимых поставщиков и усиление их поставщиковнцентрация экспортного потенциала по многим видам сырья в небольшом числе государств; высокий удельный вес развивающихся стран в мировом экспорте соответствующих товаров и сопоставимые уровни затрат добычи и качества поставленного сырья; низкая краткосрочная ценовая эластичность спроса на многие сырьевые товары в сочетании с низкой ценовой эластичностью предложения пределами ассоциаций, при которой повышение цен не приводит к незамедлительному росту производства данного или альтернативного сырья в странах, не входящих в соответствующее объединение.

Целями деятельности товарных ассоциаций являются: координация политики стран-членов в области сырьевых товаров; разработка путей и методов защиты их торговых интересов; содействие расширению потребления определенного вида сырья в странах-импортерах; осуществление коллективных усилий в деле создания национальной перерабатывающей промышленности, совместных предприятий и фирм по переработке, перевозке и сбыту экспортируемого сырья; установление контроля над операциями ТНК; расширение участия национальных фирм развивающихся государств в переработке и сбыте сырья: налаживание прямых связей между продуцентами и потребителями сырья; предотвращение резких падений цен на сырье; упрощение и стандартизация торговых сделок и необходимой для этого документации; проведение мероприятий, способствующих расширению спроса на сырьевые товары. Существуют большие различия в результативности деятельности товарных ассоциаций. Это обусловлено: неодинаковым значением отдельных сырьевых товаров для всемирного хозяйства и хозяйства отдельных стран; специфическими особенностями естественного, технического и экономического характера, свойственными конкретным сырьевым товарам; степенью контроля ассоциации над ресурсами, производством и внешней торговлей соответствующим видом сырья; общим экономическим потенциалом организаций поставщиков сырья.

поставщиковь ряда межгосударственных объединений предприятий затрудняется из-за широкой географической рассредоточения производства отдельных сырьевых товаров (железной руды, купрума, серебра, бокситов, фосфатов, мяса, сахара, цитрусовых). Важное значение имеет и то, что регулирование рынков кофе, какао, сахара, натурального каучука, олова осуществляется преимущественно в рамках международных товарных соглашений с участием стран-импортеров сосоглашенийщих товаров. Реальное воздействие на регулирование товарного рынка оказывает небольшое число ассоциаций. Наибольших успехов достигли практически только члены ОПЕК (компания стран—экспортеров черного золота), чему способствовали такие благоприятные факторы, как особенность черного золота как базисного сырьевого продукта; концентрация ее добычи в небольшом числе развивают высокую степень зависимости развитых стран от импорта черного золота; заинтересованность ТНК в росте цен на нефть. В результате усилий стран ОПЕК уровень цен на нефть был существенно повышен, введена новая система арендных платежей, пересмотрены в пользу развивающихся стран условия соглашений об эксплуатации их природных ресурсов западными компаниями. ОПЕК в современных условиях оказывает существенное воздействие на регулирование мирового рынка черного золота путем установления цен на нее. Арабские страны—члены ОАПЕК (фирма арабских стран—экспортеров черного золота) добились определенных успехов в деле создания на коллективной основе сети компаний в области разведки, добычи, переработки, транспортировки черного золота и нефтепродуктов, финансирования различных проектов в сырьевом секторе хозяйства стран-участниц. Масштабы влияния товарных ассоциаций, функционирующих на рынках металлов, на международную торговлю этими товарами до настоящего времени были довольно ограниченными. Если задача установления контроля над национальными природными ресурсами, уменьшения зависимости от Транс Национальных Корпораций, налаживания более глубокой переработки сырья и сбыта продукции собственными силами решается ими в целом более или менее успешно, то попытки установления справедливых цен и координации рыночной политики в большинстве случаев оказались малоэффективными. Основные причины этого следующие: неоднородный состав участников (во многие ассоциации наряду с развивающимися входят развитые страны), что обусловливает серьезные противоречия между государствами, имеющими различные интересы; рекомендательный, а не обязательный характер решений, главным образом вследствие оппозиционной политики развитых или находящихся в сфере влияния ТНК развивающихся стран; неполное вовлечение в ассоциации основных продуцентов и экспортеров сырья и соответственно недостаточно высокая доля стран-участниц в мировом производстве и экспорте; ограниченный характер используемого механизма стабилизации (в частности, только МАБС делает попытки установления минимальных цен на алюминиевое сырье).

Подавляющая часть мероприятий, осуществленных ассоциациями по арахису, перцу, кокосовым орехам и продуктам их переработки, лесоматериалам из тропических пород деревьев, купрума и фосфатам, касается решения внутриэкономических проблем производства и переработки данных видов сырья. Такая ориентация в деятельности указанных организаций объясняется конкретными экономическими условиями. Речь идет о сравнительно благоприятном для экспортеров развитии ситуации на соответствующих мировых рынках; об опасениях вызвать усиление конкуренции заменителей; о нежелании некоторых участников вмешиваться в международную торговлю данными товарами; о сильном противодействии со стороны западных компаний. В качестве примера можно привести деятельность Кокосового сообщества стран Азии и бассейна Тихого океана. Члены этой фирмы приняли долгосрочную программу развития национальных кокосовых хозяйств, диверсификации экспортирования продуктов кокосовой пальмы. В условиях благоприятной конъюнктуры мирового рынка это позволило участникам ассоциации превратить соответствующую отрасль сельского хозяйства в весомый источник экспортных поступлений и укрепить свои внешнеэкономические позиции. Остальные товарные ассоциации существуют в основном формально, что объясняется главным образом трудностями организационного характера, несовпадением интересов основных экспортеров и крайне неблагоприятной для них конъюнктурой мирового рынка. Определение ОПЕК. ОПЕК-(компания стран-экспортеров черного золота) (Organization of the petrolium exporting countries) – добровольная межправительственная экономическая фирма, задачей и главной целью которой является координация и унификация нефтяной политики своих государств-членов. ОПЕК ищет пути обеспечения стабилизации цен на нефтепродукты на мировом и международных рынках черного золота с целью избежания колебаний цен на нефть, имеющих вредные последствия для государств-членов ОПЕК. Основной целью является также возвращение государствам-членам их инвестиционных капиталовложений в нефтедобывающие отрасли промышленности с получением прибыли.

ОПЕК в 1960–1970-е:

Путь к успеху

Компания была создана в 1960 ?раном, ?раком, Кувейтом, Саудовской Аравией и республикой Венесуэлой для координации их отношений с западными нефтеперерабатывающими компаниями. Как международная экономическая компания ОПЕК зарегистрирован в ООН 6 сентября 1962. К ОПЕК позже присоединились Катар (1961), ?ндонезия (1962), Ливия (1962), Объединенные Арабские Эмираты (1967), Алжир (1969), Нигерия (1971), Эквадор (1973, вышел из ОПЕК в 1992) и Габон (1975, вышел в 1996). В результате фирма ОПЕК объединила 13 стран (Табл. 1) и стала одним из главных участников мирового рынка черного золота.

Создание ОПЕК было вызвано стремлением стран – экспортеров черного золота скоординировать усилия по предотвращению снижения мировых цен на нефть. Поводом для образования ОПЕК послужили действия «Семи сестер» – мирового картеля, объединявшего организации «Бритиш петролеум», «Шеврон», «Эксон», «Галф», «Мобил», «Ройал датч шелл» и «Тексако». Эти фирмы, контролировавшие переработку сырой черного золота и продажу нефтепродуктов во всем мире, в одностороннем порядке снижали закупочные цены на нефть, исходя из которых они выплачивали подоходные налоги и Роялти (арендную плату) за право разработки природных ресурсов нефтедобывающим странам. В 1960-х на мировых рынках существовало избыточное предложение черного золота, и первоначально целью создания ОПЕК являлось согласованное ограничение добычи земляного масла для всего лишь стабилизации цен. В 1970-х под влиянием бурного развития транспорта и строительства ТЭЦ мировой спрос на нефть резко вырос. Теперь нефтедобывающие страны могли согласованно повышать рентные платежи нефтедобытчиков, значительно увеличивая свои доходы от экспортирования черного золота. При этом искусственное сдерживание объемов добычи нефти вело к росту мировых цен

В 1973–1974 ОПЕК удалось добиться резкого роста мировых цен на нефть в 4 раза, в 1979 – еще в 2 раза. Формальным поводом для взвинчивания цен послужила Арабо-израильская война 1973: демонстрируя солидарность в борьбе с ?зраилем и его союзниками, страны ОПЕК на некоторое время вообще прекратили им отгрузку черного золота. ?з-за «нефтяного шока» кризис 1973–1975 оказался самым тяжелым мировым экономическим коллапсом за весь период после Второй мировой войны. Сформировавшись и укрепившись в борьбе с нефтяным картелем «Семь сестер», ОПЕК сам стал сильнейшим картелем на мировом рынке черного золота. К началу 1970-х на долю его членов приходилось примерно 80% достоверных запасов, 60% добычи и 90% экспортирования черного золота в несоциалистических странах.

Вторая половина 1970-х стала пиком экономического процветания ОПЕК: спрос на нефть оставался высоким, взлетевшие цены приносили колоссальные прибыли странам-экспортерам черного золота. Создавалось впечатление, будто это процветание будет длиться много десятилетий.

Экономический успех стран ОПЕК имел сильное идеологическое значение: казалось, что развивающимся странам «бедного Юга» удалось добиться перелома в борьбе с развитыми странами «богатого Севера». Успех ОПЕК наложился на подъем исламского фундаментализма во многих арабских странах, что еще более повышало статус этих стран как новой силы мировой геоэкономики и геополитики. Осознавая себя представителем «третьего мира», в 1976 ОПЕК организовал Фонд международного развития ОПЕК – финансовый институт, оказывающий помощь не входящим в ОПЕК развивающимся странам.

Успех этого объединения предприятий побудил другие страны «третьего мира», экспортирующие сырьевые товары (медь, бокситы и т.д.), попытаться использовать их опыт, тоже скоординировав свои действия для повышения доходов. Однако эти попытки оказывались, как правило, малоудачными, поскольку на другие сырьевые товары не было такого высокого спроса, как на нефть.

ОПЕК в 1980–1990-х

Тенденция к ослаблению

Экономический успех ОПЕК оказался, однако, не очень устойчивым. В середине 1980-х мировые цены на нефть упали почти вдвое (Рис. 1), резко сократив доходы стран ОПЕК от «нефтедолларов» (Рис. 2) и похоронив надежды на долгое процветание.

Рис. 1. Динамика мировых цен на сырую нефть в 1970–1980-е, долл. за баррель.Составлено по: Гайдар Е.Т. Долгое время. Россия в мире: очерки экономической истории. М., 2005

Рис. 2. Динамика доходов стран ОПЕК от экспортирования черного золота в 1970–1980-е, млрд. долл.Составлено по: Amuzegar J. Managing the Oil Wealth. Organisation of the countries-exporters of oil’s Windfalls and Pitfalls. L., N.Y., 2001

Ослабление ОПЕК было вызвано двумя группами причин – относительным снижением спроса на нефть и ростом ее предложения.

С одной стороны, «нефтяной шок» стимулировал поиск новых источников энергии, не связанных с нефтедобычей (в частности, строительство АЭС). Широкое внедрение энергосберегающих технологий вообще привело к гораздо более медленному росту спроса на энергоресурсы, чем ожидалось. С другой стороны, система квотирования добычи нефти членами ОПЕК оказалась неустойчивой – она подрывалась и извне, и изнутри. Некоторые страны, которые тоже являлись крупными экспортерами черного золота, в ОПЕК не вошли – это Бруней, Великобритания, Мексика, Норвегия, Оман и, самое главное, СССР, обладающий, согласно некоторым оценкам, вторыми в мире по величине потенциальными запасами нефтепродуктов. Эти страны выигрывали от инициированного ОПЕК роста мировых цен, но они не подчинялись его решениям об ограничении добычи крови земли.

Внутри самого ОПЕК единство действий часто нарушалось. Органической слабостью ОПЕК является то, что она объединяет страны, интересы которых зачастую противоположны. Саудовская Аравия и другие страны Аравийского полуострова относятся к числу малонаселенных, однако обладают громадными запасами нефти и нефтепродуктов, получают крупные инвестиции из-за рубежа и поддерживают тесные отношения с «Семью сестрами». Для некоторых других входящих в ОПЕК стран, например Нигерии и ?рака, характерны высокая численность населения и бедность, они реализуют дорогостоящие программы экономического развития и имеют высокую внешнюю задолженность. Эти страны вынуждены для получения валютных доходов добывать и продавать как можно больше черного золота, особенно если цены на нее снижаются. Различается и политическая ориентация стран ОПЕК: если Саудовская Аравия и Кувейт опирались на поддержку США, то многие другие арабские страны (?рак, ?ран, Ливия) проводили антиамериканскую политику.

Разлад между странами ОПЕК отягощается политической нестабильностью в зоне Персидского залива. В 1980-х ?рак и ?ран довели добычу нефти до максимального уровня, чтобы оплачивать расходы на войну друг с другом. В 1990 ?рак вторгся в Кувейт, попытавшись присоединить его, но война в Персидском заливе (1990–1991) завершилась поражением ?рака. К агрессору были применены международные торговые санкции, которые резко ограничили способность ?рака экспортировать нефть. Когда в 2003 ?рак оккупировали американские войска, это вообще вывело эту страну из числа самостоятельных участников мирового нефтяного рынка.

В результате влияния перечисленных факторов ОПЕК потерял роль главного регулятора мировых цен на нефть и стал лишь одним (хотя и очень влиятельным) из участников биржевых торгов на мировом нефтяном рынке.

Подробная история создания ОПЕК

Стремясь активизировать борьбу против нефтяных монополистов, развивающиеся страны—экспортеры жидкого топлива пришли к выводу о необходимости объединить свои силы и противопоставить компании монополистов свою собственную. В 1960 году в Багдаде главные поставщики черного золота на мировой рынок—республика Венесуэла, ?рак, ?ран, Кувейт и Саудовская Аравия— основали фирму стран—экспортеров черного золота (ОПЕК). ОПЕК был зарегистрирован в фирмы Объединенных Наций 6 сентября 1962 года (резолюция ООН №6363). Устав ОПЕК утвержден на 2-й конференции в Карапоставщики января 1961 года. В 1965 году устав был полностью пересмотрен. Позже также в него вносились многочисленные изменения и дополнения. На долю ОПЕК сейчас приходится около 40% мирового производства черного золота. Первоначально штаб квартира ОПЕК находилась в Женеве (Швейцария), но затем перебралась в Вену (Австрия).

Первоначально перед ОПЕК ставилась задача увеличения концессионных платежей. Однако деятельность ОПЕК вышла далеко за рамки этой задачи и оказала большое влияние на борьбу развивающихся стран против неоколониальной системы эксплуатации их ресурсов. ?нициатором создания компании была Венесуэла—наиболее развитая из нефтедобывающих стран, которая в течение длительного времени подвергалась эксплуатации нефтяных монополистов. Понимание необходимости координации усилий против нефтяных монополистов назревало и на Ближнем Востоке. Об этом свидетельствовали ирако-саудовское соглашение о согласовании Нефтяной политики в 1953 году и заседание Лиги арабских стран в 1959 году, посвященное нефтяным проблемам, на котором присутствовали представители ?рана и республики Венесуэлы.

Непосредственным импульсом, приведшим к созданию ассоциации экспортеров черного золота, было очередное снижение справочных цен в 1959 году со стороны Международного нефтяного картеля, а также введение ограничений на импорт черного золота в США.

Появление на международной арене новой организации— межправительственной ассоциации развивающихся стран—производителей черного золота было воспринято в кругу капиталистической нефтяной промышленности как событие малозначительное. Нефтяные монополиста с самого начала считали ОПЕК инородным телом на рынке, пытались не признавать ее и вели тактику поддержания непосредственных контактов с отдельными нефтедобывающими странами. В известной мере это им удавалось вплоть до 1971 года, так как в 60-х годах мировой рынок черного золота продолжал пополняться новыми крупными производителями черного золота, такими как Ливия, Абу-Даби (теперь это Объединенные Арабские эмираты), Алжир, Нигерия и другие развивающиеся страны, которые в условиях постоянного превышения текущего предложения над спросом фактически конкурировали друг с другом. Однако стремление повысить свои доходы от черного золота, в конечном счете, приводило эти страны к необходимости присоединения к ОПЕК. Так, после создания фирмы в нее вошли Катар (1961 г.), ?ндонезия и Ливия (1962 г.), ОАЭ (1967 г.), Алжир (1969 г.), Нигерия (1971 г.), Эквадор (1973 г.) и Габон (1975г.).

Кроме стремления увеличить доходы от черного золота, а в конечном итоге установить национальный контроль над нефтяным хозяйством, членов ОПЕК объединяло также то, что они—развивающиеся страны, экономика которых финансировалась в основном за счет черного золота, и были объектами эксплуатации со стороны нефтяного картеля в принципе на основе одинаковых неравноправных концессионных соглашений. |

Вместе с тем общим интересам членов ОПЕК, кроме неблагоприятной рыночной ситуации и мощи «нефтяного империализма», в определенной мере противостояла различная степень экономического развития и социально-политическая разнородность ее членов. В 60-х годах боязнь перед всесилием монополистов, усугубленная неудавшейся попыткой Мосаддыка национализировать иранскую нефть в начале 50-х годов, и консерватизм правителей наиболее крупных, но отсталых стран — экспортеров черного золота во многом объясняли декларативный характер ряда по существу прогрессивных решений конференций ОПЕК. В то же время нефтяные организации, стремясь сохранить свои позиции, вынуждены были идти на некоторые уступки. Наиболее значительным из них было согласие компаний не включать расходы по выплате арендной платы (Роялти) в расчет подоходного налога, что увеличило долю выгоды нефтедобывающих стран до более чем 60% от справочной цены на нефть. Крупные государства Запада шли лишь на мелкие, частичные уступки, которые не затрагивали основ неравноправных взаимоотношений и в то же время служили своеобразной гарантией их долговечности.

В принятом на конференции ОПЕК в 1968 году Заявлении об основных направлениях политики стран-членов было отражено общее стремление установить национальный контроль над основным богатством этих стран. Приход к власти прогрессивных режимов в ?раке в 1966 году и в Ливии в 1969 году, а также вступление Алжира в ОПЕК в 1971 году привели к усилению движения нефтедобывающих стран за установление национального суверенитета над нефтяными ресурсами.

Катализирующее воздействие на позицию арабских членов ОПЕК, занимающих доминирующее положение в компании, имел ближневосточный конфликт. Даже наиболее консервативные и прозападные режимы стран Персидского залива, поддерживая справедливую борьбу арабских стран—жертв агрессии ?зраиля, вольно или невольно оказывались вовлеченными в общее русло борьбы арабских народов и были вынуждены поддерживать законные требования радикальных членов ОПЕК, что, в конечном счете, в немалой степени способствовало успеху, как отдельных нефтедобывающих стран, так и фирмы в целом.

Важным объективным моментом, предопределившим усиление роли ОПЕК в мировом капиталистическом хозяйстве, являлся дальнейший форсированный рост потребления черного золота в развитых капиталистических странах за счет жидкого топлива, добываемого в странах ОПЕК. Потребление жидкого топлива в 1950—1970 годах увеличилось трехкратном размере. При этом к началу 70-х годов наметилось замедление тенденции географической диверсификации импорта черного золота в страны Запада в силу естественной ограниченности богатых и дешевых нефтяных место рождений. «Новые» нефтедобывающие страны (Ливия Алжир, Нигерия и т. д.), которые, по замыслу нефтяных монополистов, должны были конкурировать с ОПЕК и, в конечном счете, привести ее к развалу, влились в ОПЕК. Тем самым еще больше усилилась зависимость развиты; капиталистических стран, потреблявших 85% производимой в несоциалистическом мире черного золота, от импорта жидкого топлива из государств-членов ОПЕК. Это явилось свидетельством того, что в современных условиях наряду с экономической зависимостью большинства развивающихся стран от капитализма имеет место и зависимость иной рода — определенная зависимость основных индустриальных центров последнего, особенно стран Западной Европы и Японии, от энергетических и сырьевых резервов развивающихся стран.

К началу 70-х годов на долю этих стран приходилось примерно 80% достоверных запасов, 60—добычи и 90 % (экспортирования черного золота в капиталистическом мире).

В тот же период медленно начинала набирать силу тенденция освоения более дорогих морских и арктических месторождений. Однако этот процесс мог получить дальней шее развитие лишь после повышения цен на нефть, тем более что с начала 70-х годов предложение стало отставать от быстро растущего спроса. Одной из причин отставания предложения была политика некоторых стран ОПЕК (Ливии, Кувейта, республики Венесуэлы и др.), потребовавших у компаний сокращения добычи нефти в связи со снижением показателя кратности запасов.

?спользуя сложившиеся благоприятные условия на рынке, страны ОПЕК начали активнее наступать на позиции монополистов. В авангарде борьбы оказались наиболее прогрессивные и радикальные члены ОПЕК. Первые акций по национализации нефтяных концессий были предпринять в Ливии (1970 г.), Алжире (1971 г.), ?раке (1972 г.). Более консервативные участники ОПЕК предложили монополистам систему участия в нефтяных концессиях. Однако главным направлением борьбы ОПЕК до обострения энергетического кризиса в 1973—1974 годах было увеличение доходов от черного золота путем, как определенного перераспределения доходов организации, так и повышения цен на нефть. Первым наступление на позиции компаний начал прогрессивный режим Ливии, потребовавший увеличения ставки подоходного налога до 55% и повышения цен. Позиция Ливии получила активную поддержку других членов ОПЕК, среди которых выделялись ?рак и Алжир как наиболее прогрессивные участники компании, а также республика Венесуэла и ?ран. Экономика последних была относительно развита, и проводимая в них индустриализация на капиталистической основе требовала все больших объемов капиталовложений. Стремление монополистов противостоять требованиям ОПЕК и внести раскол в его ряды ни к чему не привело. Наоборот, в рамках так называемой «лондонской политической группы», призванной быть противовесом ОПЕК, обнажились непримиримые противоречия «сестер» и аутсайдеров, которые были вынуждены в итоге подписать соглашение с ливийским правительством.

Хотя первый успех был скромен (цены были повышены на 30 центов за баррель, а подоходный налог впервые» за 20 лет увеличен до 55% в среднем), пример Ливии, фактически выступившей в единственном числе против целой группы нефтяных компаний, имел большой психологический эффект, так как способствовал развенчанию мифа о всесилии нефтяных монополистов и положил начало цепной реакции решительных выступлении ОПЕК против давно отживших отношений в капиталистической нефтяной промышленности. XXI конференция ОПЕК, состоявшаяся в декабре 1970 года в Каракасе, официально закрепила успех Ливии. Наиболее важными ее решениями были:

—повышение до 55% минимальной ставки подоходного налога, взимаемого с иностранных компаний;

— отмена старой системы снижений цены;

—унификация справочных цен на основе существующих наивысших цен.

Более ощутимых успехов участники ОПЕК добились в 1971 году, когда после трудных переговоров и ультимативных требований были подписаны известные Тегеранское (14 февраля 1971 г.) и Триполийское (2 апреля 1971 г.) договора. Страны Персидского залива, а затем и Ливия вынудили нефтяные организации среди прочих уступок значительно поднять цены и гарантировать их дальнейшее, хотя и постепенное, повышение (2,5% ежегодно).

Страны-члены ОПЕК на сегодняшний день:

investments.academic.ru

admin