Нк рф закон об 000

Размеры государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями

Федеральным законом от 28 июня 2014 г. N 198-ФЗ наименование статьи 333.19 настоящего Кодекса изложено в новой редакции, вступающей в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня вступления в силу Закона РФ о поправке к Конституции РФ от 5 февраля 2014 г. N 2-ФКЗ

Статья 333.19. Размеры государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями

См. Энциклопедии и другие комментарии к статье 333.19 НК РФ

Федеральным законом от 8 марта 2015 г. N 23-ФЗ в пункт 1 статьи 333.19 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 15 сентября 2015 г.

1. По делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, государственная пошлина уплачивается в следующих размерах:

Федеральным законом от 5 апреля 2016 г. N 99-ФЗ в подпункт 1 пункта 1 статьи 333.19 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона

1) при подаче искового заявления имущественного характера, административного искового заявления имущественного характера, подлежащих оценке, при цене иска:

до 20 000 рублей — 4 процента цены иска, но не менее 400 рублей;

от 20 001 рубля до 100 000 рублей — 800 рублей плюс 3 процента суммы, превышающей 20 000 рублей;

от 100 001 рубля до 200 000 рублей — 3 200 рублей плюс 2 процента суммы, превышающей 100 000 рублей;

от 200 001 рубля до 1 000 000 рублей — 5 200 рублей плюс 1 процент суммы, превышающей 200 000 рублей;

свыше 1 000 000 рублей — 13 200 рублей плюс 0,5 процента суммы, превышающей 1 000 000 рублей, но не более 60 000 рублей;

Федеральным законом от 5 апреля 2016 г. N 99-ФЗ в подпункт 2 пункта 1 статьи 333.19 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона

2) при подаче заявления о вынесении судебного приказа — 50 процентов размера государственной пошлины, установленной подпунктом 1 настоящего пункта;

Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 221-ФЗ в подпункт 3 пункта 1 статьи 333.19 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2015 г., но не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона

3) при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера:

для организаций — 6 000 рублей;

4) при подаче надзорной жалобы — в размере государственной пошлины, уплачиваемой при подаче искового заявления неимущественного характера;

Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 221-ФЗ в подпункт 5 пункта 1 статьи 333.19 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2015 г., но не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона

5) при подаче искового заявления о расторжении брака — 600 рублей;

Федеральным законом от 8 марта 2015 г. N 23-ФЗ подпункт 6 пункта 1 статьи 333.19 настоящего Кодекса изложен в новой редакции, вступающей в силу с 15 сентября 2015 г.

6) при подаче административного искового заявления об оспаривании (полностью или частично) нормативных правовых актов (нормативных актов) государственных органов, Центрального банка Российской Федерации, государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления, государственных корпораций, должностных лиц, а также административного искового заявления об оспаривании ненормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации:

для физических лиц — 300 рублей;

Федеральным законом от 15 февраля 2016 г. N 19-ФЗ пункт 1 статьи 333.19 настоящего Кодекса дополнен подпунктом 6.1, вступающим в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона

6.1) при подаче административного искового заявления об оспаривании актов федеральных органов исполнительной власти, иных федеральных государственных органов, Центрального банка Российской Федерации, государственных внебюджетных фондов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами:

для организаций — 4 500 рублей;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 8 марта 2015 г. N 23-ФЗ подпункт 7 пункта 1 статьи 333.19 настоящего Кодекса изложен в новой редакции, вступающей в силу с 15 сентября 2015 г.

7) при подаче административного искового заявления о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными:

для организаций — 2 000 рублей;

Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 221-ФЗ в подпункт 8 пункта 1 статьи 333.19 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2015 г., но не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона

8) при подаче заявления по делам особого производства — 300 рублей;

9) при подаче апелляционной жалобы и (или) кассационной жалобы — 50 процентов размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера;

10) не применяется с 1 января 2013 г.;

Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 221-ФЗ в подпункт 11 пункта 1 статьи 333.19 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2015 г., но не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона

11) при подаче заявления о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейского суда — 2 250 рублей;

Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 221-ФЗ в подпункт 12 пункта 1 статьи 333.19 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2015 г., но не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона

12) при подаче заявления об обеспечении иска, рассматриваемого в третейском суде, — 300 рублей;

Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 221-ФЗ в подпункт 13 пункта 1 статьи 333.19 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2015 г., но не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона

13) при подаче заявления об отмене решения третейского суда — 2 250 рублей;

Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 221-ФЗ в подпункт 14 пункта 1 статьи 333.19 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2015 г., но не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона

14) при подаче заявления по делам о взыскании алиментов — 150 рублей. Если судом выносится решение о взыскании алиментов как на содержание детей, так и на содержание истца, размер государственной пошлины увеличивается в два раза;

Федеральным законом от 8 марта 2015 г. N 23-ФЗ подпункт 15 пункта 1 статьи 333.19 настоящего Кодекса изложен в новой редакции, вступающей в силу с 15 сентября 2015 г.

15) при подаче административного искового заявления о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок:

для организаций — 6 000 рублей.

2. Положения настоящей статьи применяются с учетом положений статьи 333.20 настоящего Кодекса.

base.garant.ru

Налоговый кодекс РФ

Статья 333.21. Размеры государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, арбитражными судами

1. По делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством Российской Федерации, арбитражными судами, государственная пошлина уплачивается в следующих размерах:
(в ред. Федерального закона от 28.06.2014 N 198-ФЗ)

1) при подаче искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке, при цене иска:

до 100 000 рублей — 4 процента цены иска, но не менее 2 000 рублей;

от 100 001 рубля до 200 000 рублей — 4 000 рублей плюс 3 процента суммы, превышающей 100 000 рублей;

от 200 001 рубля до 1 000 000 рублей — 7 000 рублей плюс 2 процента суммы, превышающей 200 000 рублей;
(в ред. Федерального закона от 05.04.2010 N 41-ФЗ)

от 1 000 001 рубля до 2 000 000 рублей — 23 000 рублей плюс 1 процент суммы, превышающей 1 000 000 рублей;

свыше 2 000 000 рублей — 33 000 рублей плюс 0,5 процента суммы, превышающей 2 000 000 рублей, но не более 200 000 рублей;

2) при подаче искового заявления по спорам, возникающим при заключении, изменении или расторжении договоров, а также по спорам о признании сделок недействительными — 6 000 рублей;
(в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 221-ФЗ)

2.1) при подаче заявления об оспаривании нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права и законные интересы заявителя в области правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации, в том числе в сфере патентных прав и прав на селекционные достижения, права на топологии интегральных микросхем, права на секреты производства (ноу-хау), права на средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, права использования результатов интеллектуальной деятельности в составе единой технологии:

для физических лиц — 300 рублей;
(в ред. Федерального закона от 22.10.2014 N 312-ФЗ)

для организаций — 2 000 рублей;
(пп. 2.1 введен Федеральным законом от 28.06.2014 N 198-ФЗ)

3) при подаче заявлений о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными:
(в ред. Федерального закона от 28.06.2014 N 198-ФЗ)

для физических лиц — 300 рублей;
(в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 221-ФЗ)

для организаций — 3 000 рублей;
(в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 221-ФЗ)

4) при подаче иных исковых заявлений неимущественного характера, в том числе заявления о признании права, заявления о присуждении к исполнению обязанности в натуре, — 6 000 рублей;
(в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 221-ФЗ)

5) при подаче заявления о признании должника несостоятельным (банкротом) — 6 000 рублей;
(в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 221-ФЗ)

6) при подаче заявления об установлении фактов, имеющих юридическое значение, — 3 000 рублей;
(в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 221-ФЗ)

7) при подаче заявления о вступлении в дело третьих лиц, заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора:

по спорам имущественного характера, если иск не подлежит оценке, а также по спорам неимущественного характера — в размере государственной пошлины, уплачиваемой при подаче искового заявления неимущественного характера;

по спорам имущественного характера — в размере государственной пошлины, уплачиваемой исходя из оспариваемой третьим лицом суммы;

8) при подаче заявления о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решения третейского суда — 3 000 рублей;
(в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 221-ФЗ)

9) при подаче заявления об обеспечении иска — 3 000 рублей;
(в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 221-ФЗ)

10) при подаче заявления об отмене решения третейского суда — 3 000 рублей;
(в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 221-ФЗ)

11) при подаче заявления о признании и приведении в исполнение решения иностранного суда, иностранного арбитражного решения — 3 000 рублей;
(в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 221-ФЗ)

12) при подаче апелляционной жалобы и (или) кассационной, надзорной жалобы на решения и (или) постановления арбитражного суда, а также на определения суда о прекращении производства по делу, об оставлении искового заявления без рассмотрения, о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейского суда, об отказе в выдаче исполнительных листов — 50 процентов размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера;

13) утратил силу с 1 января 2013 года. — Федеральный закон от 27.12.2009 N 374-ФЗ;

14) при подаче заявления о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок:

для организаций — 6 000 рублей.
(в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 221-ФЗ)
(пп. 14 введен Федеральным законом от 30.04.2010 N 69-ФЗ)
(п. 1 в ред. Федерального закона от 27.12.2009 N 374-ФЗ)

2. Положения настоящей статьи применяются с учетом положений статьи 333.22 настоящего Кодекса.

kod-x.ru

Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ)

Налоговый кодекс Российской федерации состоит из двух частей: часть первая (общая часть) и часть вторая (специальная или особенная часть).

Часть первая НК РФ вступила в силу с 1 января 1999 г. Эта часть кодекса устанавливает систему налогов и сборов, а так же общие принципы налогообложения и уплаты сборов в Российской Федерации, в том числе: виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации; основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов; принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов субъектов федерации и местных налогов; права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов, налоговых агентов, других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах; формы и методы налогового контроля; ответственность за совершение налоговых правонарушений; порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц.

Часть вторая НК РФ вступила в силу с 1 января 2001 г. Эта часть устанавливает конкретные взимаемые налоги и сборы, а так же ряд специальных налоговых режимов. Для каждого налога часть вторая НК РФ определяет элементы налогообложения (объект налогообложения, налоговую базу, налоговый период, налоговую ставку, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога), в необходимых случаях налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком, порядок декларирования налога. Для каждого сбора — плательщиков и элементы обложения применительно к конкретным сборам. Для каждого специального налогового режима — условия и порядок его применения, особый порядок определения элементов налогообложения, а также возможность освобождения от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов, предусмотренных частью первой Налогового Кодекса, порядок декларирования налога, уплачиваемого в связи с применением специального налогового режима.

В настоящее время частью второй НК Российской Федерации установлены следующие федеральные налоги и сборы: НДС, акцизы, НДФЛ (введены с 01.01.2001 г.), налог на прибыль, НДПИ (введены с 01.01.2002 г.), сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов (введены с 01.01.2004 г.), государственная пошлина, вводный налог (введены с 01.01.2005 г.).

Так же положениями кодекса установлены региональные налоги — транспортный налог (введен с 01.01.2013 г.), налог на игорный бизнес, налог на имущество организаций (введены с 01.01.2004 г.), и один местный налог — земельный налог (введен с 01.01.2005 г.).

Частью второй НК РФ предусмотрена возможность применения налогоплательщиками наряду с общей системой налогообложения следующих специальных налоговых режимов: системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (ЕСХН) (введена с 01.01.2002 г.), УСН, системы налогообложения в виде ЕНВД для отдельных видов деятельности (введены с 01.01.2003 г.), системы налогообложения при выполнении СРП (введена с июня 2003 г.) и ПСН (введена с 01.01.2013 г.).

www.consultant.ru

Об изменениях и дополнениях, внесенных в главу 24 «Единый социальный налог (взнос)» НК РФ Федеральным законом от 29.12.2000 N 166-ФЗ


Об изменениях и дополнениях, внесенных в главу 24 «Единый социальный налог (взнос)»
НК РФ Федеральным законом от 29.12.2000 N 166-ФЗ


Ст. 235 Налогоплательщики

В подпункте 2 п. 1 ст. 235 НК РФ налогоплательщики-крестьянские (фермерские) хозяйства (далее — КФХ) заменены на главы крестьянских фермерских хозяйств, что обусловлено следующим.

В соответствии с п. 2 ст. 23 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) глава КФХ, осуществляющий деятельность без образования юридического лица, признается предпринимателем с момента государственной регистрации КФХ.

Вместе с тем КФХ, зарегистрированное до введения в действие части первой ГК РФ, согласно п. 1 ст. 1 Закона РСФСР от 22.11.1990 N 348-1 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (с изменениями и дополнениями) наделено правами юридического лица.

Таким образом, КФХ может быть представлено следующими организационно-правовыми формами:

1) глава КФХ — как индивидуальный предприниматель;

2) КФХ — как юридическое лицо. При этом глава КФХ и КФХ могут выступать в качестве работодателя и следовательно являться плательщиком единого социального налога как со своего доходов, так и с дохода наемных работников.

При этом обязанности налогоплательщика-работодателя возлагаются как на КФХ-юридические лица, так и на глав КФХ-индивидуальных предпринимателей, как лиц, производящих выплаты по трудовым договорам и договорам гражданско-правового характера.

Обязанности налогоплательщика как лица, самостоятельно получающего доходы, возлагаются на:

— главу КФХ-индивидуального предпринимателя;

— главу КФХ, зарегистрированного как юридическое лицо. В данном случае глава КФХ не является работодателем по отношению к членам данного КФХ и производит лишь распределение совместно полученного дохода между членами КФХ.

Вместе с тем считаем целесообразным дать пояснения по отдельным категориям налогоплательщиков, предусмотренным статьей 235 НК РФ, а именно:

В соответствии с п. 2 ст. 11 НК РФ к организациям относятся юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории Российской Федерации.

Организации, применяющие в соответствии с Федеральным законом от 29.12.1995 N 222-ФЗ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства» упрощенную систему налогообложения, являются плательщиками налога в общеустановленном порядке;

Согласно п. 2 ст. 11 НК РФ к индивидуальным предпринимателям относятся физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также частные нотариусы, частные охранники, частные детективы.

Кроме того, в соответствии с п. 8 Временных правил аудиторской деятельности в Российской Федерации, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 22.12.1993 N 2263 «Об аудиторской деятельности в Российской Федерации», физические лица, прошедшие аттестацию, могут заниматься аудиторской деятельностью самостоятельно при условии их регистрации в качестве предпринимателей.

Индивидуальные предприниматели, применяющие в соответствии с Федеральным законом «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства» упрощенную систему налогообложения, также являются плательщиками налога, только исходя из стоимости патента;

— родовые, семейные общины малочисленных народов Севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 20.07.2000 N 104-ФЗ «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» общины и иные формы общественного самоуправления малочисленных народов — это формы самоорганизации лиц, относящихся к малочисленным народам и объединяемых по кровнородственному (семья, род) и (или) территориально-соседскому признакам, создаваемые в целях защиты их исконной среды обитания, сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйствования, промыслов и культуры;

К физическим лицам, выступающим в качестве работодателей, относятся лица, использующие труд наемных работников в личном (домашнем) хозяйстве в качестве домашних работниц, личных секретарей, шоферов, сторожей, нянь и др.

Исключение из п. 3 ст. 235 НК РФ текста, касающегося освобождения организаций и индивидуальных предпринимателей, переведенных на уплату единого налога на вмененный доход от уплаты единого социального налога (далее — ЕСН), не означает, что вышеназванные категории будут являться плательщиками ЕСН. Это обусловлено тем, что согласно ст. 1 Федерального закона от 31.07.1998 N 148-ФЗ «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности» со дня введения ЕСН на территории соответствующих субъектов Российской Федерации с плательщиков этого налога не взимаются платежи в государственные внебюджетные фонды, а также налоги, предусмотренные ст. 19-21 Закона РФ от 27.12.1991 N 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», за исключением девяти налогов и сборов. Кроме того, Федеральным законом от 05.08.2000 N 118-ФЗ «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах» перечень налогов, предусмотренных ст. 19 Закона РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», дополнен ЕСН. Вместе с тем при распределении уплаченного налога на вмененный доход его часть поступает в государственные социальные внебюджетные фонды согласно установленным нормативам.

При этом следует иметь в виду, что если организация (или индивидуальный предприниматель) наряду с деятельностью на основе свидетельства об уплате ЕСН осуществляет иные виды предпринимательской деятельности, то она является плательщиком ЕСН с этих видов деятельности.

При осуществлении нескольких видов деятельности на основании свидетельства учет доходов и расходов должен вестись раздельно по каждому виду деятельности.

В данную статью НК РФ введена норма, в соответствии с которой индивидуальные предприниматели, родовые, семейные общины малочисленных народов Севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования, главы КФХ, адвокаты не уплачивают налог в части суммы, зачисляемой в Фонд социального страхования Российской Федерации (ФСС).

В свою очередь, в ст. 239 п. 4 аналогичной формулировки исключен.

В результате внесенные уточнения привели к тому, что указанные категории плательщиков не смогут пользоваться пособиями по государственному социальному страхованию, так как не будут уплачивать ЕСН в части суммы, зачисляемой в ФСС.

Ст. 236 «Объект налогообложения», ст. 237 «Налоговая база», ст. 238 «Суммы, не подлежащие налогообложению»

В ст. 236 НК РФ введена норма, в соответствии с которой выплаты и иные вознаграждения, выплачиваемые налогоплательщиками, являющимися работодателями по договорам, заключенным с индивидуальными предпринимателями, не являются объектом налогообложения.

Введение данной нормы обусловлено тем, что согласно положениям ст. 2 части первой ГК РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Кроме того, статьей 23 ГК РФ определено, что к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, применяются правила ГК РФ, которые регулируют деятельность юридических лиц. При заключении юридическими лицами договоров на выполнение работ (услуг) отсутствует факт начисления и выплаты вознаграждения конкретным работникам.

Поэтому индивидуальный предприниматель не является в данном случае наемным работником для организации, заключившей с ним договор гражданско-правового характера, и следовательно с сумм, начисленных и выплаченных индивидуальному предпринимателю, он (индивидуальный предприниматель) производит исчисление и уплату ЕСН самостоятельно исходя из всех полученных в налоговом периоде доходов с учетом расходов, связанных с их извлечением, что и закреплено в п. 5 ст. 244 НК РФ.

В данную статью НК РФ введена норма, в соответствии с которой выплаты, поименованные в п. 1 и 2 ст. 236 Кодекса не признаются объектом налогообложения, если они производятся за счет средств, остающихся в распоряжении организации после уплаты налога на доходы организаций, или средств, оставшихся в распоряжении индивидуального предпринимателя либо физического лица после уплаты налога на доходы физических лиц (далее — налога на доходы).

Скорее всего, данная норма может привести к тому, что предприятия, пользующиеся льготой по налогу на прибыль, то есть не производящие его уплату, будут плательщиками ЕСН с вышеназванных выплат, так как фактическую уплату налога на доходы не производят.

Вместе с тем следует иметь в виду следующее. Независимо от того, что в п. 1 и 2 ст. 236 НК РФ выплаты и иные вознаграждения не признаются объектом налогообложения, если они производятся за счет средств, остающихся в распоряжении организации после уплаты налога на доходы организаций, или средств, оставшихся в распоряжении индивидуального предпринимателя либо физического лица после уплаты налога на доходы физических лиц, материальная выгода, полученная работником и (или) членом его семьи за счет работодателя, независимо от источника ее выплаты, является объектом обложения ЕСН, а именно: выгода от оплаты (полностью или частично) работодателем приобретаемых для работника и (или) членов его семьи товаров (работ, услуг) или прав, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в интересах работника и др.

Следует обратить внимание на то, что в п. 1 ст. 236 НК РФ осталось ограничение только на выплаты в натуральной форме, производимые сельскохозяйственной продукцией и (или) товарами для детей, которые не подлежат обложению ЕСН в случае, если их размер не превышает 1000 руб. в расчете на одного работника за календарный месяц, так как из данного пункта исключили выплаты, производимые в виде материальной помощи и иные безвозмездные выплаты.

Абзац 1 п. 2 ст. 238 НК РФ дан в новой редакции, в соответствии с которой налогообложению не подлежат выплаты работникам организаций, финансируемых за счет средств бюджетов, не превышающие 2000 руб. на одно физическое лицо за налоговый период в виде материальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам, а также бывшим своим работникам, уволившимся в связи с выходом на пенсию по инвалидности или по возрасту.

Данная запись говорит о том, что для бюджетных организаций введено ограничение, а именно: выплаты материальной помощи не подлежат налогообложению только в размере до 2000 руб. на одного работника в год.

Таким образом, Изменениями и дополнениями от 29.12.2000 N 166-ФЗ снято противоречие между нормами п. 2 ст. 238 и п. 1 ст. 237 и п. 1 ст. 236 НК РФ в прежней редакции, касающееся освобождения от уплаты ЕСН выплат в виде материальной помощи в пределах 2000 руб. и 1000 руб. соответственно.

Ст. 240 «Налоговый и отчетный периоды», ст. 243 «Порядок исчисления, порядок и сроки уплаты налога
налогоплательщиками-работодателями», ст. 244 «Порядок исчисления, порядок и
сроки уплаты налога налогоплательщиками, не являющимися работодателями»

В принятой редакции Закона был установлен налоговый период — календарный год. Вместе с тем Изменениями и дополнениями от 29.12.2000 N 166-ФЗ в ст. 240 введено понятие «отчетный период» для работодателей, которым признан календарный месяц.

Это обусловлено необходимостью обеспечения контроля за поступлением ЕСН в течение налогового периода.

Так, в соответствии со ст. 55 части первой НК РФ под налоговым периодом понимается календарный год или иной налоговый период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Данной статьей также определено, что налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи.

В связи с этим в ст. 243 НК РФ введена обязанность ежемесячного представления налогоплательщиками в налоговые органы отчетов о суммах исчисленных и уплаченных авансовых платежей не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным по форме, утвержденной МНС России.

Кроме того, вышеназванными Изменениями и дополнениями установлен срок представления налоговой декларации:

для работодателей — не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 8 ст. 243) НК РФ;

для налогоплательщиков, не являющихся работодателями — не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 7 ст. 244 НК РФ).

Данной статьей НК РФ также предусмотрено, что разница между суммами авансовых платежей, уплаченными за налоговый период, и суммой налога, подлежащей уплате в соответствии с налоговой декларацией, подлежит уплате:

— работодателями — не позднее 15 дней со дня, установленного для подачи налоговой декларации;

— налогоплательщиками, не являющимися работодателями, — не позднее 15 июля года, следующего за налоговым периодом.

Обращаем внимание читателей на то, что Изменениями и дополнениями, внесенными в Закон, определена конкретная сумма авансового платежа (п. 3 ст. 243 НК РФ), а именно:

налогоплательщики-работодатели обязаны производить исчисление авансовых платежей по налогу исходя из налоговой базы, начисленной с начала календарного года, включая последний отчетный период. Сумма авансового платежа по налогу, подлежащая уплате за отчетный период, определяется с учетом ранее уплаченных авансовых платежей.

Что касается срока внесения авансового платежа, то п. 3 ст. 243 НК РФ предусмотрено, что уплату авансовых платежей необходимо производить:

— в срок, установленный для получения средств в банке на оплату труда, или

— в день перечисления денежных средств на оплату труда со счетов налогоплательщика на счета работников или по поручению работников на счета третьих лиц.

При этом последним днем уплаты ЕСН является 15-е число месяца, следующего за отчетным.

Данной статьей НК РФ введена также норма, согласно которой ежеквартальное представление налогоплательщиками в региональные отделения ФСС сведений (отчетов) о расходах по средствам государственного социального страхования установлено не позднее 15-е числа месяца, следующего за истекшим кварталом.

Ст. 241 «Ставки налога», ст. 245 «Переходные положения»

В текст главы 24 НК РФ внесена редакционная правка, а именно: слова «10 процентов работников» заменены на слова «выплаты 10 % работников». Это означает, что при расчете условий на право применения регрессивной шкалы налогообложения из величины налоговой базы в среднем на одного работника исключаются работники с соответствующими им выплатами, а не только работники (их численность).

В ст. 241 и 245 НК РФ предусмотрены два условия, выполнение которых необходимо для применения регрессивной шкалы налогообложения:

Первое условие — величина налоговой базы в среднем на одного работника должна быть не менее 50 000 руб.

Изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом от 29.12.2000 N 166-ФЗ, установлено, что при определении условий, предусмотренных ст. 241 НК РФ, применяется средняя численность работников, учитываемых при расчете суммы налога, уплачиваемой в составе налога в Пенсионный фонд Российской Федерации (далее — ПФР).

Вместе с тем с учетом переходных положений (ст. 245 НК РФ) в 2001 году условием на применение права на регрессивную шкалу налогообложения является превышение фактического размера выплат, начисленных в среднем на одного работника и принимавшихся за базу при расчете страховых взносов в ПФР во 2-м полугодии 2000 года, суммы в размере 25 000 руб.

Это означает, что налогоплательщики, не соответствующие этому критерию, налогоплательщики, созданные во 2-м полугодии 2000 года, а также в течение 2001 года, должны исчислять ЕСН в 2001 году по ставкам, установленным для величины налоговой базы на каждого отдельного работника до 100 000 руб. независимо от фактической величины налоговой базы на каждого отдельного работника, то есть такие налогоплательщики не имеют право применять регрессивную шкалу налогообложения в 2001 году.

При расчете величины налоговой базы в среднем на одного работника, принимавшейся за базу при расчете страховых взносов в ПФР во 2-м полугодии 2000 года, не учитываются выплаты работников, являющихся инвалидами I, II, III групп, так как в соответствии со ст. 6 Федерального закона от 20.11.1999 N 197-ФЗ «О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 2000 год» страховые взносы на вышеуказанные выплаты в 2000 году не начислялись.

Второе условие (должно соблюдаться как в 2001 году, так и в последующие годы) — на момент уплаты авансовых платежей по налогу накопленная с начала года величина налоговой базы в среднем на одного работника, исчисленная в порядке, предусмотренном абзацем первым п. 2 ст. 241 НК РФ, должна быть не менее суммы, равной 4200 руб., умноженной на количество месяцев, истекших в текущем налоговом периоде.

Обращаем внимание читателей на то, что Изменениями и дополнениями Федерального закона от 29.12.2000 N 166-ФЗ в ст. 241 НК РФ введена норма, в соответствии с которой теперь при помесячном расчете величины налоговой базы в среднем на одного работника в зависимости от численности организации вычитаются выплаты 10 или 30 % работников, имеющих наибольшие по размеру доходы.

Что касается предприятий, применяющих труд инвалидов, то им следует иметь в виду следующее.

При помесячном расчете (второе условие) им следует учитывать работников с соответствующими им выплатами, которые являются инвалидами I, II, III группы, так как выплаты в их пользу являются объектом налогообложения свыше 100 000 руб.

Что касается нормы Закона, согласно которой за базу должны быть приняты выплаты, начисленные работодателями во 2-м полугодии 2000 года в пользу работников, учитываемых при расчете суммы налога, уплачиваемой в составе ЕСН в ПФР, то такая норма введена с целью упрощения расчета условий для применения регрессивной шкалы, чтобы не производить расчет условий по каждому фонду в отдельности и, следовательно, при возникновении такого права регрессивная шкала налогообложения применяется одновременно ко всем фондам. В противном случае при расчете условий права на регрессию может возникнуть ситуация, в результате которой по одному из фондов организация будет пользоваться правом на регрессию, а по другим фондам нет и наоборот. Для расчета средней численности работников использование за основу налоговой базы в части ПФР наиболее целесообразно, так как она совпадает с налоговой базой фондов обязательного медицинского страхования (ФОМС). При этом налоговая база ФСС отличается на выплаты, производимые по договорам гражданско-правового характера, в том числе авторским и лицензионным.

В дополнение к изложенному, считаем целесообразным привести возможные варианты выполнения первого и второго условий и возникновения права на регрессию:

www.nalvest.ru

admin