126 закон о связи

Федеральный закон «О связи»

Федеральный закон от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ
«О связи»

С изменениями и дополнениями от:

23 декабря 2003 г., 22 августа, 2 ноября 2004 г., 9 мая 2005 г., 2 февраля, 3 марта, 26 июля, 29 декабря 2006 г., 9 февраля, 24 июля 2007 г., 29 апреля 2008 г., 18 июля 2009 г., 14 февраля, 5 апреля, 29 июня, 27 июля 2010 г., 7, 23 февраля, 14, 27 июня, 1, 11, 18 июля, 7 ноября, 3, 6, 8 декабря 2011 г., 28 июля, 25 декабря 2012 г., 7 мая, 2, 23 июля, 21 октября, 2, 25 ноября, 2, 28 декабря 2013 г., 3 февраля, 2 апреля, 5 мая, 23 июня, 21 июля, 1 декабря 2014 г., 13 июля 2015 г., 2 марта, 5 апреля, 1 мая, 23 июня, 3, 6 июля 2016 г., 17 апреля, 7 июня, 26, 29 июля, 5 декабря 2017 г., 18 апреля 2018 г.

Принят Государственной Думой 18 июня 2003 года

Одобрен Советом Федерации 25 июня 2003 года

О проверке конституционности отдельных положений настоящего Федерального закона см. Постановление Конституционного Суда РФ от 28 февраля 2006 г. N 2-П

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

См. комментарии к преамбуле настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы деятельности в области связи на территории Российской Федерации и на находящихся под юрисдикцией Российской Федерации территориях, определяет полномочия органов государственной власти в области связи, а также права и обязанности лиц, участвующих в указанной деятельности или пользующихся услугами связи.

Президент Российской Федерации

Новый закон отменяет Федеральный закон «О связи» от 16 февраля 1995 г. Федеральным законом устанавливаются правовые основы деятельности в области связи, определяются полномочия органов государственной власти в области связи, права и обязанности лиц, участвующих в указанной деятельности или пользующихся услугами связи. Урегулировано оказание универсальных услуг связи, к которым относятся, в частности, услуги по передаче данных и предоставлению доступа к сети Интернет с использованием пунктов коллективного доступа. Введено понятие оператора, занимающего существенное положение в сети связи общего пользования, определены требования к порядку присоединения сетей электросвязи и их взаимодействия с сетью электросвязи такого оператора, а также порядок установления цен на услуги присоединения и услуги по пропуску трафика, оказываемые этими операторами. Подробно урегулирован порядок выдачи, переоформления, изменения, приостановления, возобновления и аннулирования лицензий.

Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2004 г., за исключением нормы, обязывающей льготных пользователей услуг связи полностью оплачивать оказанные им услуги, с последующей компенсацией их расходов за счет бюджета. Указанная норма вступает в силу с 1 января 2005 г.

Федеральный закон от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ «О связи»

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2004 г., за исключением пункта 2 статьи 47 настоящего Федерального закона, который вступает в силу с 1 января 2005 г.

Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 10 июля 2003 г. N 135, в «Парламентской газете» от 12 июля 2003 г. N 127-128, в Собрании законодательства Российской Федерации от 14 июля 2003 г. N 28 ст. 2895

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 18 апреля 2018 г. N 70-ФЗ

Изменения вступают в силу с 29 апреля 2018 г.

Федеральный закон от 5 декабря 2017 г. N 386-ФЗ

Изменения вступают в силу с 5 января 2018 г.

Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 245-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июня 2018 г.

См. будущую редакцию настоящего документа

Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ

Федеральный закон от 26 июля 2017 г. N 193-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2018 г.

Федеральный закон от 7 июня 2017 г. N 110-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 17 апреля 2017 г. N 75-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении тридцати дней дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 6 июля 2016 г. N 374-ФЗ

Изменения вступают в силу с 20 июля 2016 г.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 280-ФЗ

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 288-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 июня 2016 г. N 204-ФЗ

Федеральный закон от 1 мая 2016 г. N 122-ФЗ

Федеральный закон от 5 апреля 2016 г. N 104-ФЗ

Федеральный закон от 2 марта 2016 г. N 44-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июня 2016 г.

Федеральный закон от 2 марта 2016 г. N 42-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 30 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 263-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 257-ФЗ

Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 216-ФЗ

Федеральный закон от 1 декабря 2014 г. N 419-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2016 г.

Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 272-ФЗ

Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 228-ФЗ

Федеральный закон от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 марта 2015 г.

Федеральный закон от 23 июня 2014 г. N 160-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2014 г.

Федеральный закон от 5 мая 2014 г. N 97-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 августа 2014 г.

Федеральный закон от 2 апреля 2014 г. N 60-ФЗ

Федеральный закон от 3 февраля 2014 г. N 9-ФЗ

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 396-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г.

Федеральный закон от 2 декабря 2013 г. N 346-ФЗ

Федеральный закон от 2 декабря 2013 г. N 338-ФЗ

Федеральный закон от 25 ноября 2013 г. N 314-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 марта 2014 г.

Федеральный закон от 2 ноября 2013 г. N 304-ФЗ

Федеральный закон от 21 октября 2013 г. N 281-ФЗ

Федеральный закон от 23 июля 2013 г. N 229-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 мая 2014 г.

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 158-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 7 мая 2013 г. N 99-ФЗ

Федеральный закон от 25 декабря 2012 г. N 253-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 декабря 2013 г.

Федеральный закон от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 ноября 2012 г.

Федеральный закон от 28 июля 2012 г. N 133-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2013 г.

Федеральный закон от 8 декабря 2011 г. N 424-ФЗ

Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. N 409-ФЗ

Федеральный закон от 3 декабря 2011 г. N 383-ФЗ

Федеральный закон от 7 ноября 2011 г. N 303-ФЗ

Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 242-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 августа 2011 г.

Федеральный закон от 11 июля 2011 г. N 200-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 11 июля 2011 г. N 193-ФЗ

Федеральный закон от 1 июля 2011 г. N 169-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2011 г.

Федеральный закон от 27 июня 2011 г. N 162-ФЗ

Федеральный закон от 14 июня 2011 г. N 142-ФЗ

Изменения вступают в силу с 10 ноября 2011 г.

Федеральный закон от 23 февраля 2011 г. N 18-ФЗ

Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. N 4-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 марта 2011 г.

Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 221-ФЗ

Федеральный закон от 29 июня 2010 г. N 124-ФЗ

Федеральный закон от 5 апреля 2010 г. N 41-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 14 февраля 2010 г. N 10-ФЗ

Федеральный закон от 18 июля 2009 г. N 188-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2010 г., но не ранее одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 апреля 2008 г. N 58-ФЗ

Федеральный закон от 9 февраля 2007 г. N 14-ФЗ (в редакции Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 205-ФЗ)

Изменения вступают в силу с 14 февраля 2008 г.

Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 245-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2007 г.

Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 153-ФЗ

Федеральный закон от 26 июля 2006 г. N 132-ФЗ

Федеральный закон от 3 марта 2006 г. N 32-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2006 г.

Федеральный закон от 2 февраля 2006 г. N 19-ФЗ

Федеральный закон от 9 мая 2005 г. N 45-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 ноября 2004 г. N 127-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г., но не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

Федеральный закон от 23 декабря 2003 г. N 186-ФЗ

Действие отдельных норм настоящего Федерального закона приостановлено с 1 января по 31 декабря 2004 г.

base.garant.ru

Закон о связи: содержание, последняя редакция

21 век — век информации и стремительно развивающихся технологий. Невозможно представить отсутствие бесперебойной и качественной работы служб, задействованных в сфере связи: сотовых операторов, интернет-провайдеров, вещателей телевидения и радио. Одним из базовых законов в данной области в России является Федеральный закон о связи, который будет рассмотрен в настоящей статье.

Суть закона

Федеральный закон N 126-ФЗ «О связи» был принят Государственной Думой России и одобрен Советом Федерации РФ в июне 2003 года.

Закон регламентирует правовые аспекты деятельности сотовых операторов, интернет-провайдеров и других организаций и служб, работа которых связана с предоставлением связи. Распространяется действие закона на агентов, действующих на территории РФ, а также находящихся под юрисдикцией нашей страны. Закон прописывает полномочия государства в сфере контроля и надзора за деятельностью в сфере связи, а также права и обязанности участников и лиц, пользующихся услугами (клиентов).

Структурно закон представлен 13-ю главами, включающими в себя 74 статьи. Рассмотрим краткое содержание закона, обозначив основные аспекты и тезисы:

  • Глава 1. Общие положения: цели закона, основные понятия, сфера действия, профильное законодательство;
  • Глава 2. Основы деятельности в области связи: собственность на сети и средства, организация размещения сооружений, защита сетей и оборудования, строительство и использование линий связи в приграничных районах, земли связи;
  • Глава 3. Сети связи: федеральная, единая сеть электросвязи, общего пользования, выделенные, технологические специальные и почтовые сети связи;
  • Глава 4. Присоединение сетей электросвязи и их взаимодействие: право на присоединение, требования, порядок, особенности присоединения для операторов общедоступных телевизионных и радиоканалов, эфирная наземная трансляция, стоимость услуг по присоединению;
  • Глава 5. Государственное регулирование: использование и распределение радиочастотного спектра, выделение полос и присвоение каналов, контроль за излучениями, тарификация услуг связи;
  • Глава 6. Лицензирование и оценка соответствия: требования к заявлению и порядок его рассмотрения, торги, срок действия лицензии, отказ в выдаче, переоформление, изменение, приостановление, возобновление и аннулирование лицензии, реестр, сведения о вещателе, транслирующем телевизионные и радиоканалы через оператора связи, выдача и аннулирование сертификатов, подтверждение и декларирование соответствия;
  • Глава 7. Услуги связи: особенности предоставления их гражданам, рассылка по сети радиотелефонной связи, обязанности операторов, льготы, использование языков и алфавитов, учетное и отчетное время сети, служебная электросвязь, особенности предоставления услуг обеспечения трафика для нужд государства и муниципальных учреждений, вызов экстренных служб, информационные базы оператора, оплата, жалобы, претензии и порядок их рассмотрения;
  • Глава 8. Универсальные услуги: оператор универсального обслуживания, резерв и его формирование, расходование средств резерва;
  • Глава 9. Защита прав пользователей: права клиентов, условия конфиденциальности, особенности, связанные с проведением оперативных мероприятий и иных следственных действий;
  • Глава 10. Управление сетями в условиях ЧС или ЧП: правила управления, приоритетное использование;
  • Глава 11. Ответственность за нарушение законодательства РФ;
  • Глава 12. Международное сотрудничество: регулирование, ввоз в Россию и вывоз из страны радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств;
  • Глава 13. Заключительные положения: применение, порядок вступления закона в силу.
  • Будучи актуальным и востребованным, настоящий закон многократно подвергался изменениям — только за 2017 год закон редактировался трижды. Последние поправки, внесенные в закон, датируются июлем 2017 года. Рассмотрим подробнее.

    Последние изменения

    Со вступлением в силу Федерального закона N 193-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с принятием ФЗ «О безопасности критической информационной структуры РФ»‎ в июле 2017 года, рассматриваемый закон ФЗ-126 претерпел следующие изменения:

  • Статья 12 » О единой сети электросвязи в РФ» была дополнена пунктом 1.1, согласно которому порядок подготовки и использования ресурсов данной сети в целях обеспечения функционирования значимых объектов критической инфраструктуры утверждается Правительством России;
  • Пункт 1 статьи 46 об обязанностях операторов связи был дополнен новым абзацем, который гласит, что при установке в сети электросвязи, которая используется для взаимодействия объектов критической информационной инфраструктуры РФ устройств для отслеживания хакерских атак, необходимо обеспечивать порядок, технические условия монтажа и использования таких средств, установленных законом 2017-го года ФЗ-187 «О безопасности критической информационной инфраструктуры».
  • Рассмотрим подробнее содержание отдельных статей закона.

    Статья 12 » О единой сети электросвязи в РФ» в части 1-ой гласит, что такая сеть включает в себя следующие категории:

  • Сети общего пользования;
  • Выделенные;
  • Технологические;
  • Специальные, а также сети, использующие для передачи данных электромагнитные системы.
  • Ч. 2 ст. 12 закона ФЗ-126. Для сетей, входящих в состав единой сети электросвязи России, федеральный исполнительный орган прописывает:

  • Порядок взаимодействия и (в отдельных случаях) централизованного управления;
  • Требования к проектированию, монтажу, использованию, управлению, нумерации, используемому оборудованию, обеспечению устойчивой работы, защите от несанкционированного вторжения, а также порядку ввода сетей в эксплуатацию. Содержание требований разнится в зависимости от категории сети и не распространяется на выделенные и технологические сети, не подключенные к общей, а также к сети специального назначения;
  • Метрологические требования по соблюдению положений и правил, установленных законодательством об обеспечении единства измерений. Предъявляются данные требования как к оборудованию связи, так и к используемым средствам изменения.
  • Предъявляемые к сетям требования согласуются с Федеральной службой безопасности (с 2010 года). Операторы всех категорий обязаны создавать системы управления своими сетями в соответствии с установленным порядком взаимодействия (ч. 3 статьи 12).

    Лицензия. Предпринимательская деятельность, заключающаяся в оказании услуг связи населению, может осуществляться исключительно на основании лицензии (ч. 1 ст. 29 закона).

    Согласно ч. 1-ой статьи 33, лицензия может выдаваться на срок от 3-х до 25-ти лет (по заявлению соискателя срок может составить менее 3-х лет).

    Таким образом, период действия лицензии зависит от:

    • Срока, указанного заявителем;
    • Содержания услуг;
    • Решения госкомиссии, если запрашиваемая лицензия выдается для оказания услуг связи с использованием радиочастотного спектра;
    • Технических особенностей (ограничений и условий), связанных с присоединением и взаимодействием сетей электросвязи.
    • Срок действия может быть продлен по заявлению как на первоначально указанный срок, так и на больший, не превышающий сроки, указанные выше. Заявление о продлении следует подавать не ранее, чем за 6 и не позднее, чем за 2 месяца до окончания срока действия лицензии. Необходимые для этого документы указываются в ст. 30 закона. Подавать их можно как в бумажном, так и в электронном варианте, заверив специальной подписью. Длительность принятия решения по заявлению должна составлять не более 45 дням.

      В случае, если на момент подачи и рассмотрения заявления, существуют обнаруженные и не устраненные нарушения условий лицензии, в продлении может быть отказано.

      Оказание услуг связи (статья 44 закона о связи).

      Такие услуги оказываются на основании соответствующих договоров. Для их оформления оператор или его представитель обязан использовать: помещения, находящиеся в собственности или аренде, либо оборудованные торговые точки в торгово-развлекательных центрах, стационарных торговых объектах.

      Заключение договоров об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи в нестационарных торговых зонах запрещено. Исключение сделано для специально оборудованных подвижных торговых точек, располагаемых в транспортных средствах.

      Внимание! С 1 июня 2018 года такое послабление будет распространяться также на мобильных операторов, заключающих договора через интернет, если личность физического лица (клиента) прежде была установлена очно. Также пункт первый будет дополнен положением, которое гласит о том, что услуги подвижной радиотелефонной связи могут предоставляться абоненту только после предоставления оператору достоверных сведений (документов).

      Правила оказания услуг абонентам устанавливаются Правительством РФ. Они регламентируют взаимоотношения пользователей и сотовых операторов, порядок идентификации клиентов и используемого ими оборудования, порядок и основания приостановления оказания услуг и расторжения договора, права и обязанности сторон, форму и порядок расчетов за пользование, предъявление и рассмотрение жалоб абонентов, ответственность сторон (п. 2 ст. 44 закона ФЗ-126).

      Мобильный оператор имеет право приостановить оказание услуг в связи с нарушением пользователем установленных настоящим законом правил оказания услуг связи или договором условий, в т.ч. в части оплаты или до устранения нарушения. Если нарушение не было устранено в течение полугода с момента отправки пользователю соответствующего уведомления, сотовый оператор вправе расторгнуть договор в одностороннем порядке — исключения см. в ч. 3 статьи 44 ФЗ-126.

      В пункте 4 настоящей статьи прописана возможность сохранения пользователем собственного абонентского номера при переходе к другому мобильному оператору связи (в пределах одного региона), которая появилась у россиян в 2013 году. Для этого клиенту необходимо погасить задолженность по оплате, расторгнуть договор с действующим сотовым оператором и заключить его с другим поставщиком. Стоимость процедуры перехода не может превышать 100 рублей.

      Пункт 5 статьи 44 затрагивает вопрос подключения различного рода контентных услуг от сторонних лиц (подтверждение и оплата интернет-покупок, к примеру). Указывается, что оказание таких услуг осуществляется исключительно с согласия абонента. Но прежде сотовый оператор обязан предоставить сведения о тарифах, кратком содержании услуг и о лице их предоставляющем.

      От имени оператора связи на основании соответствующего письменного документа, подтверждающего полномочия, вправе действовать отдельные физические и юридические лица. Посредник при заключении договора с клиентом, обязан вносить в него сведения о пользователе, а после — направить 1 экземпляр оператору в течение не более, чем 10 дней. В свою очередь оператор обязан при получении данных сведений провести проверку их достоверности.

      Статья 46 об обязанностях оператора. Оператор при осуществлении своей деятельности обязан:

    • Соблюдать законодательство РФ, технические нормы и правила, положения лицензии и договора;
    • Руководствоваться на этапе проектирования, монтажа, реконструкции и ввода в эксплуатацию требованиями нормативно-правовых актов для обеспечения устойчивости и безопасности работы;
    • Соблюдать требования по организационно-техническому взаимодействию с другими сетями в части взаиморасчетов и обязательных платежей;
    • Предоставлять статистику согласно утвержденным форме и порядку;
    • Предоставлять по требованию контрольного органа информацию о техническом состоянии сетей, условиях предоставления услуг, тарифах и таксах, перспективах развития сетей и средств связи;
    • Блокировать пропуск трафика, содержащего рассылку, нарушающую требования закона. В 2018 году блокировать трафик также необходимо будет в связи с запросом органа, ведущего оперативно-разыскные мероприятия или предписанием службы контроля и надзора в сфере СМИ и массовых коммуникаций в случае неподтверждения в течение 15 дней соответствия персональных данных пользователя заявленным сведениям — в целях предупреждения преступлений с использованием сетей и средств связи.

    Оператор обязан обеспечить условия для беспрепятственного доступа к объектам связи (салонам связи, почтовым отделениям) инвалидов — в соответствии с требованиями законодательства в области социальной защиты.

    В ч. 2 ст. 46 закона ФЗ-126 перечислены требования к помещению оператора связи, особенностям предоставления услуг людям с ограниченными физическими возможностями.

    Оператор обязан создавать систему бесплатного информационно-справочного обслуживания своих клиентов.

    Часть 4 статьи 46. Теле- и радиовещание. Оператор, работа которого связана с теле- или радиовещанием, обязан на основании заключенного договора и полученной им лицензии осуществлять трансляцию пакета обязательных теле- и радиоканалов. Заключать отдельные договоры с данными каналами не требуется, а трансляция должна производиться в неизменном виде за счет оператора (т.е. бесплатно для абонента).

    Напомним, что такой порядок был введен в 2009 году указом Президента России. Всего в пакет входят 3 радиоканала и 20 телевизионных — 10 неизменны, вторая 10-ка определяется согласно результатам конкурса на проведение наземного эфирного вещания с использованием позиций в мультиплексах по всей территории РФ. На 21-ой позиции располагается обязательный телеканал каждого отдельного субъекта страны.

    Оператор связи, осуществляющий вещание, не вправе самостоятельно изменять порядок транслируемых каналов, программ и иных материалов без согласования такой возможности с вещателем.

    Часть 5 статьи 46. Интернет-провайдер обязан в соответствии с требованиями ФЗ N 149 «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» осуществлять ограничение и возобновление доступа к информации, передаваемой посредством интернета, а также обеспечивать установку в своей сети предоставляемых контролирующим государственным органом технических средств контроля за соблюдением оператором требований, установленных статьями 15.1 — 15.4 указанного ФЗ.

    Части 6 и 7 вновь затрагивают вопрос перехода абонента к другому сотовому оператору. Так, после заключения нового договора, прежний мобильный оператор обязан передать абонентский номер в сеть другого сотового оператора на время, указанное в заключенном договоре. Порядок и сроки передачи прописаны в Приказе Минкомсвязи. При нарушении условий и сроков, прежний мобильный оператор обязан бесплатно предоставлять пользователю услуги связи до момента фактической передачи номера в сеть нового сотового оператора.

    Скачать действующую редакцию 126 ФЗ

    При рассмотрении даже нескольких отдельных положений настоящего закона становится ясно, что он касается не только вещателей, провайдеров, сотовых операторов и агентов — не в последнюю очередь данный закон был создан для пользователей — для защиты и обеспечения их прав и интересов.

    Чтобы ознакомиться подробнее ФЗ-126, или, как часто его называют, законом о мобильной или сотовой связи, предлагаем скачать Федеральный закон от 07.07.2003 N 126-ФЗ «О связи» в последней редакции.

    lawlinks.ru

    Статья 1. Цели настоящего Федерального закона

    Целями настоящего Федерального закона являются:

    создание условий для оказания услуг связи на всей территории Российской Федерации;

    содействие внедрению перспективных технологий;

    защита интересов пользователей услугами связи и осуществляющих деятельность в области связи хозяйствующих субъектов;

    обеспечение эффективной и добросовестной конкуренции на рынке услуг связи;

    создание условий для развития российской инфраструктуры связи, обеспечения ее интеграции с международными сетями связи;

    обеспечение централизованного управления российскими радиочастотным ресурсом, в том числе орбитально-частотным, и ресурсом нумерации;

    создание условий для обеспечения потребностей в связи для нужд органов государственной власти, нужд обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка.

    Комментарий к ст. 1 Закона о Связи

    Комментируемая статья направлена на определение целей комментируемого Закона. Под целями в комментируемой статье и комментируемом Законе в целом необходимо понимать конечные результаты, на достижение которых направлено правовое регулирование в соответствии с комментируемым Законом. При этом отметим, что в комментируемой статье указано, что перечисленные в ней цели являются целями именно комментируемого Закона.

    К числу таких целей отнесены следующие:

    1) создание на территории РФ условий, позволяющих операторам связи оказывать услуги связи. Под такими условиями следует понимать совокупность правовых, организационных, технических мер и мероприятий, которые обеспечивают операторам связи возможности оказывать услуги связи. В свою очередь, под созданием таких условий необходимо понимать осуществление первоначальных действий, направленных на обеспечение проведения вышеуказанных мер и мероприятий. Отметим при этом, что комментируемая статья указывает, что такие условия должны создаваться на всей территории РФ. Данная норма, по мнению авторов, свидетельствует о том, что федеральный законодатель, устанавливая эту норму, признал, что субъекты РФ, муниципальные образования, а также индивидуальные предприниматели и юридические лица, являющиеся операторами связи, равны в правовых, организационных, технических возможностях оказания услуг связи;

    2) содействие внедрению перспективных технологий и стандартов. Перспективными технологиями по совокупности положений комментируемого Закона должны являться определенные способы и методы оказания услуг связи, которые способствуют совершенствованию качества оказания таких услуг. Соответственно перспективными стандартами — установленные требования, выполнение которых будет также способствовать улучшению качества оказания услуг связи. Под внедрением необходимо понимать максимальное использование тех или иных объектов с целью достижения наиболее эффективного результата по сравнению с тем, который был либо не был достигнут до использования соответствующих объектов. В данном случае речь идет о максимальном использовании перспективных технологий и стандартов, при помощи которых при их внедрении можно достичь лучших результатов. И, наконец, под содействием такому внедрению необходимо понимать реализацию правовых и организационных механизмов в соответствии с комментируемым Законом, которые бы обеспечили наиболее эффективное применение указанных технологий и стандартов;

    3) защита интересов: во-первых, пользователей услугами связи; во-вторых, лиц, осуществляющих деятельность в области связи хозяйствующих субъектов. Прежде всего отметим, что под защитой интересов стоит понимать реализацию правовых мер в соответствии с комментируемым Законом, которые позволили бы снизить возможность нарушения или посягательства на нарушение интересов пользователей услугами связи, либо в случае собственно нарушения позволили бы устранить такое нарушение. Понятие пользователей услугами связи приводится в ст. 2 комментируемого Закона (см. комментарий к ст. 2). Лица, осуществляющие деятельность в области связи хозяйствующих субъектов, — физические и (или) юридические лица, которые осуществлением своей предпринимательской или профессиональной деятельности способствуют оказанию хозяйствующими субъектами услуг связи. Комментируемый Закон не содержит определения понятия «хозяйствующие субъекты», между тем такое определение имеется в ст. 4 Федерального закона «О защите конкуренции», согласно которой под такими субъектами понимаются индивидуальные предприниматели, коммерческие организации, а также некоммерческие организации, осуществляющие деятельность, приносящую им доход;

    4) обеспечение эффективной и добросовестной конкуренции на рынке услуг связи. Для того чтобы определить, что понимается под эффективной и добросовестной конкуренцией, обратимся к вышеуказанному Федеральному закону. Согласно ему конкуренция — это соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке, а недобросовестная конкуренция — любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству РФ, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам — конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации. В свою очередь, исходя из данного Федерального закона под рынком услуг связи следует понимать сферу обращения на определенной территории услуг связи, которые не могут быть заменены другими услугами. Таким образом, под эффективной и добросовестной конкуренцией необходимо понимать соперничество между хозяйствующими субъектами, оказывающими услуги связи, которое основано на осуществлении их действий, соответствующих законодательству;

    5) создание условий для развития российской инфраструктуры связи, обеспечения ее интеграции с международными сетями связи. Инфраструктура связи — это совокупность зданий, строений, сооружений, оборудования и материалов, при помощи которых осуществляется организационное и техническое обеспечение оказания услуг связи. Соответственно, под созданием условий для развития такой инфраструктуры следует понимать осуществление в основном мер технического характера, направленных на обеспечение функционирования всех компонентов инфраструктуры связи, причем, как подчеркнуто в комментируемой статье, речь идет именно о российской инфраструктуре связи. При этом комментируемая статья также ставит цель обеспечения интеграции российской инфраструктуры связи с международными сетями связи. Под интеграцией следует понимать взаимодействие российской инфраструктуры связи с сетями связи международного уровня, то есть действующими в иностранных государствах, поддерживающих экономические отношения с Российской Федерацией;

    6) обеспечение централизованного управления российским радиочастотным ресурсом, в том числе орбитально-частотным, и ресурсом нумерации. Понятие радиочастотного ресурса и ресурса нумерации приводится в ст. 2 комментируемого Закона (см. комментарий к ст. 2). В свою очередь, под централизованным управлением следует понимать совокупность действий управленческого характера, осуществляемых из единого управленческого (руководящего) центра и направленных на применение единых способов и методов управления вышеуказанными ресурсами;

    7) создание условий для обеспечения потребностей в связи для нужд органов государственной власти, обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка. Данная цель направлена на обеспечение нужд аспектов государственного строя страны:

    а) органов государственной власти, к которым в соответствии с федеральным законодательством относятся законодательные (представительные) органы государственной власти, исполнительные органы государственной власти, судебные органы государственной власти. Под нуждами данных органов власти понимаются их потребности в данном случае в услугах связи. Ранее в комментируемой статье была указана формулировка «для нужд государственного управления». Государственное управление — совокупность управленческих действий государственной и общественной жизни Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством;

    б) оборона страны — согласно Федеральному закону от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ «Об обороне» — это система политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, целостности и неприкосновенности ее территории. Также, согласно данному Федеральному закону организация обороны включает в себя в том числе: во-первых, оперативное оборудование территории РФ в целях обороны; во-вторых, обеспечение защиты сведений, составляющих государственную тайну, в области обороны;

    в) развитие науки в интересах обороны. К данным аспектам обороны можно отнести и создание условий для обеспечения потребностей связи;

    г) безопасность государства и обеспечение правопорядка. Относительно понятия безопасности государства отметим, что в настоящее время в законодательстве РФ, несмотря на наличие законодательных актов, регулирующих вопросы безопасности (например, Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 390-ФЗ «О безопасности»), данное понятие не закреплено. В то же время из анализа нескольких законодательных актов РФ в сфере безопасности можно сделать вывод о том, что безопасность государства — это состояние защищенности всех государственных аспектов от каких-либо внешних и внутренних угроз, при котором максимально обеспечивается прогнозирование, выявление, анализ и оценка угроз такой защищенности.

    А под правопорядком, в свою очередь, необходимо понимать соблюдение гражданами Российской Федерации положений законодательства РФ при их взаимодействии с другими гражданами Российской Федерации.

    В целом же потребности представляют собой определенные нужды, которые необходимы для эффективного функционирования вышеперечисленных аспектов государства. А под созданием условий для обеспечения этих потребностей необходимо понимать осуществление мер, способствующих удовлетворению таких потребностей.

    www.zakonrf.info

    admin